ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
© Г.Б.Арсеньева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.
Главную задачу российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования – невозможно достичь без включения инновационных идей, технологий и проектов в образовательный процесс. Одним из таких проектов является использование для обучения учащихся изображений из космоса в режиме реального времени.
Космические снимки относятся к числу важнейших источников географических знаний, благодаря которым можно получить разнообразные сведения о природе Земли. В географии наиболее успешно и продуктивно космические технологии можно применять при изучении тем: «Географическая карта», «Атмосфера и климаты Земли», «Мировой океан», «Гидросфера», «Природные комплексы».
Технологии получения и обработки космических снимков, помимо повышения познавательного интереса у учащихся, позволяют решить ряд важных учебных задач: выявление типов облачности, высоту облачности, прогноз выпадения осадков, климатообразующих факторов, сезонное размещение и динамику развития циклонов и антициклонов, отличительные температурные характеристики морей, рек, озер и так далее.
На уроках географии целесообразно органично совмещать работу со снимками и географическими картами. Такая организация уроков позволяет включать учащихся в активную исследовательскую деятельность.
При использовании космических снимков на уроках географии учащиеся наблюдают за динамикой природных процессов, происходящих в географической оболочке, ведут мониторинг наблюдений, выстраивают гипотезы, приобщаются к современным методам исследования, выявляют географические закономерности, пытаются дать объяснение аномальным явлениям.
Работа с космическими снимками помогает выявлять природные и техногенные закономерности, дает представление о пространственно-временной изменчивости окружающей среды, о влиянии на нее антропогенной деятельности.
Космические технологии помогают расширять теоретические и практические знания учащихся, способствуют усилению творческого мышления детей, позволяют поднять практическую значимость предмета географии.
Преподавая в 1890 году в Боровском уездном училище географию, учитель К. Э. Циолковский мог пользоваться глобусом и картами. Современный учитель в качестве наглядного пособия имеет космические снимки, которые, несомненно, позволяют поставить на новый, более высокий уровень преподавание такого предмета, как география.