ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

© О.А.Москвина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Современный уровень развития науки и техники ставит перед школой новые задачи. Недостаточно обеспечить хорошее усвоение учащимися определенной суммы знаний, необходимо создавать условия для освоения школьниками умений, которые позволят им в будущем поступать грамотно в различных ситуациях, как в профессиональной, так в личной и общественной деятельности. Особое внимание в этой связи уделяется компетентностному подходу в образовании. Выделяются три основные группы компетентностей:

– компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности (здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования);

– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми (социального взаимодействия, в общении);

– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах, в том числе в учебной и трудовой (познавательной деятельности, информационно-технологической).

Программа элективного курса «Движение тел в поле тяготения» позволяет заложить основы для формирования необходимых умений и навыков у школьников. Не следует забывать о том, что основоположник теоретической космонавтики и учитель физики К. Э. Циолковский неоднократно рассматривал вопросы, связанные с движением тел в поле тяготения, как в научной работе, так и в педагогической практике.

Элективный курс состоит из двух составляющих. Основные разделы теоретической части более полно, чем в традиционном курсе физики, рассматривают следующие темы: «Закон всемирного тяготения», «Закон сохранения энергии», «Криволинейное движение», «Движение в поле тяготения», «Использование достижений космонавтики для земных целей». Практическая часть связана с использованием технических возможностей приложения «APT Viewer» и солнечного модуля. Программа «APT Viewer» предназначена для приема и обработки изображений поверхности Земли, передаваемых с полярно-орбитальных спутников серии «NOAA» в формате «APT» («Automatic Picture Transmission»). Снимки, получаемые при помощи приложения, можно применять для изучения динамики природных процессов: изменения метеорологической обстановки, развития крупных лесных пожаров, изменения ледовой обстановки в приморских районах, изменения площади снежного покрова и других задач.

В ходе выполнения практической части ученики знакомятся с умениями планирования исследовательской деятельности, получения и обработки информации, поиска связи между отдельными объектами, применением знаний в измененной ситуации (учебно-познавательная компетенция).

Выполнение заданий предполагает групповую организацию работы, мониторинги рассчитаны на накопление и обработку систематических наблюдений в течение всего курса. Это способствует выработке умения работать в команде, помогать коллегам, обмениваться информацией (коммуникативная компетенция).

Изучая изображения, получаемые со спутников, у учащихся возникают вопросы, появляются свои гипотезы происходящих процессов, это стимулирует потребность к расширению знаний, поискам дополнительной информации в различных источниках, к ее систематизации и структуризации (информационная компетенция).

Элективный курс «Движение тел в поле тяготения» дает возможности для личного совершенствования ученика. Формы исследовательской работы отличаются от традиционных лабораторных и практических заданий, требуется новый подход к организации практической части курса. Работа в команде, анализ своих достижений и ошибок, умение адекватно воспринимать мнения других, поиски совместных решений сложных проблем – все это стимулирует развитие творческих способностей учащегося.

Таким образом, использование спутниковых технологий при организации учебного процесса способствует формированию таких умений и навыков учащегося, которые в дальнейшем дают возможность свободно ориентироваться в информационном пространстве, развивать компетенции, позволяющие успешно адаптироваться в любом виде деятельности.