ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ СИЛАМИ САМОЛЕТА СХЕМЫ «ТАНДЕМ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ СИЛАМИ САМОЛЕТА СХЕМЫ «ТАНДЕМ»

© Ш.Ф.Ганиев, В.В.Гуляев, И.А.Зенин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2009 г.

Условия настоящего времени изменяют взгляды на боевое применение авиации и ставят перед ВВС новые задачи. Участие авиации в локальных вооруженных конфликтах и антитеррористических операциях требует от боевых самолетов возможности эффективного применения неуправляемого оружия по целям, отличающимся высокой подвижностью, малым временем ожидания и размерами. Для решения подобного рода задач целесообразно использовать самолет, обладающий возможностью непосредственного управления аэродинамическими силами (НУАС), что, как известно, существенно повышает эффективность применения неуправляемого оружия. Специфика указанных требований предопределяет необходимость, а наличие на перспективных боевых самолетах электродистанционных систем управления и высокопроизводительных ЭВМ обеспечивает возможность применения систем НУАС.

В докладе рассматривается методика формирования законов отклонения органов НУАС двух типов, первые из которых обеспечивают минимум сопротивления, а вторые – максимум эффективности. Показана взаимосвязь этих законов и возможности их совместного использования.

Исследованы законы и эффективность различных вариантов систем непосредственного управления подъемной силой (НУПС) самолета схемы «тандем» на различных режимах. Установлено, что путем отклонения органов НУПС на углы, не превышающие 10 градусов, можно обеспечить прирост коэффициента подъемной силы порядка 0,2…0,3 или изменить угол атаки (тангажа) на 3…4 градуса. Выявлен рациональный состав органов системы непосредственного управления боковой силой (НУБС) рассматриваемого самолета. Показано, что отклонение органов НУБС в диапазоне углов, не превышающих 10 градусов, способно обеспечить изменение угла скольжения (рысканья) на величину порядка 4…5 градусов.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (№ 09-08-00642).