К 80-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ «НПО ЭНЕРГОМАШ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В. П. ГЛУШКО». ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К 80-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ «НПО ЭНЕРГОМАШ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В. П. ГЛУШКО». ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© В.Ф.Рахманин, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2009 г.

ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» является ведущим российским предприятием по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Оно было основано 15 мая 1929 г., когда в ГДЛ в Ленинграде была организована группа по разработке ракет и двигателей под руководством В. П. Глушко. Именно здесь в 1930-е годы были разработаны и испытаны первые отечественные ЖРД – серии ОРМ – и семейство ракет на жидком топливе – «РЛА».

Предприятие прошло путь от небольшой группы до крупной фирмы с развитой инфраструктурой. Менялись названия, местоположение, подчиненность подразделения, руководимого В. П. Глушко, но неизменной оставалась тематика – разработка ЖРД.

С 1946 г. и по настоящее время предприятие находится в городе Химки Московской области. Практически все космические аппараты нашей страны выводятся в космос благодаря мощным ЖРД разработки НПО Энергомаш, начиная с первого искусственного спутника Земли, полета первого в мире космонавта до запусков орбитальных станций и выполнения программы отечественной пилотируемой космонавтики. ЖРД разработки НПО Энергомаш установлены и на многих боевых межконтинентальных баллистических ракетах, составляющих надежный ракетный щит нашей Родины.

В последние годы на предприятии был разработан и серийно изготовляется ЖРД РД-180 для американских РН «Атлас-3» и «Атлас-5»; проведена модернизация ЖРД РД-171М для первой ступени РН «Зенит», используемой по программам «Морской старт» и «Наземный старт», и ведется его серийное производство; проведены модернизации ЖРД семейства РД-107 и РД-108 для РН «Союз» и РД-275 для РН «Протон».

В настоящее время предприятие ведет разработку ЖРД РД-191 для первой ступени нового семейства РН «Ангара». Проводятся завершающие доводочные испытания двигателя, он также готовится к огневым испытаниям в составе ступени.

В докладе прослеживаются этапы становления предприятия и вехи его истории, показана его инфраструктура, включающая все необходимые компоненты технологического цикла создания ЖРД.