К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
© Ю.В.Бирюков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2009 г.
Обширная литература на эту тему, в основном, сводится к сборникам поэзии, связанной с освоением космоса, четко отслеживающей основные этапы этого идейно-мировоззренческого, а затем и практически-производственного процесса развития цивилизации. Составители подобных сборников, не давая определения космической поэзии, включали в них множество разнообразных произведений, руководствуясь личной осведомленностью и собственным вкусом. Серьезных исследований литературоведов на эту тему не было; то, что выходило, сводилось к перечислению авторов и произведений, а не к анализу хода развития космической поэзии, которая, на мой взгляд, является неотъемлемой и важной составляющей русского космизма. Поскольку поэзия – самый динамичный вид общественного сознания и литературы, она во многом опережала и предваряла не только естественно-научное и научно-практическое, но даже и идейно-философское направления космизма, начиная с до сих пор загадочного творчества М. Ю. Лермонтова с его и духовной, и физической устремленностью к преодолению пут тяготения и земных границ.
В докладе вся поэзия, касающаяся проблемы космоса и отношения к нему человека, делится: на мировоззренчески-астрономическую, в которой высказывается восхищение Вселенной и популяризируются научные взгляды на ее устройство (как в известных стихах М. В. Ломоносова), и собственно космическую (фактически, это слово утвердилось в русской терминологии как замена слову «космонавтическая»), в которой обсуждается идея освоения человеком космического пространства – от первого проникновения в него, причем сначала мысленного, духовного, фантастического, до полной экспансии цивилизации в беспредельный космос.
Основанная М. Ю. Лермонтовым в начале 1830-х годов поэзия духовной космической устремленности, в некоторой степени поддержанная Ф. И. Тютчевым, в течение XIX века развивалась очень медленно. Но в конце XIX – начале XX веков поэты, каким-то образом, восприняли еще не опубликованные или опубликованные трудно доступными тиражами идеи Н. Ф. Федорова и К.Э. Циолковского. К этому времени относятся космические стихи В. Брюсова, В. Маяковского, М. Волошина, С. Есенина и многих других, не столь известных поэтов.
В 1930-е годы, когда идеи К.Э. Циолковского получили всенародную известность, стихи о Циолковском и освоении космоса стали обычной, хотя и не очень частой, темой в советской поэзии. Естественно, что бурное развитие космической поэзии началось с открытием космической эры, не оставившей равнодушными большинство поэтов не только в СССР, но и во многих других странах. Огромный бум в мировой поэзии вызвал полет в космос Ю. А. Гагарина. Вряд ли еще какому-либо реальному человеку (разве что В. И. Ленину и И. В. Сталину) было посвящено столько поэм и стихотворений, некоторые из которых (например, произведения А. Твардовского и Е. Евтушенко) представляют собой подлинные поэтические шедевры.
В докладе проводится качественный и количественный анализ космической поэзии.