КОМПОНЕНТЫ ПОНИМАНИЯ В КОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

КОМПОНЕНТЫ ПОНИМАНИЯ В КОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© А.А.Пережогин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Мечта К.Э. Циолковского о создании сферы разума в его наиболее зрелой форме, которая была бы способна в будущем осуществлять грандиозную преобразовательскую деятельность в космосе в масштабах цивилизации, не может реализоваться без широкого применения соответствующей технологии обучения.

Как известно, наличие развитой технологии в какой-либо отрасли дает быстрый количественный и качественный практический выход. Нынешние тенденции в образовании свидетельствуют об отсутствии достаточного знания и широкого применения современной технологии обучения (СТО), как преподавателями, так и учащимися.

Одним из основных положений СТО является знание о компонентах понимания. Интерес к изучаемому предмету, как известно, возникает, как только появляются первые самостоятельные успехи в понимании курса – в овладении его языком настолько, что появляется способность решать задачи.

Из СТО известно, что любое понимание складывается из трех компонентов: аффинити, реальности и общения (АРО). Слово «аффинити» происходит от французского «affinite» – «кровное родство, общность, близость». Реальность – это согласие по поводу того, что есть на самом деле, что, то человек знает как существующее; по сути – это степень воспроизведения. Общение – обмен идеями через пространство. Составляющие понимания взаимосвязаны так, что чем больше одна из них, тем больше две другие и, таким образом, больше понимание. Обратное тоже верно.

Ясно, что главной компонентой из трех является общение: с его помощью устанавливается общая реальность, после чего, как следствие, возникает аффинити. Очевидно также, что если кто-то из участников учебного процесса не владеет, как следует, языком (номенклатурой предмета), полноценное общение не состоится, а значит, не будет достигнуто хорошее согласие по поводу обсуждаемого предмета и хорошее отношение к этому предмету.

Неудивительно, например, что некоторые учащиеся откладывают выполнение домашних заданий «до последнего» – у них нарушено общение с предметом (есть пробелы, неясности в номенклатуре), для них предмет имеет мало реальности и они не испытывают к нему симпатии.

Очевидно: установление АРО с учащимися – немаловажный фактор дальнейшей работы с ними. В начале общения преподавателю необходимо установить линию коммуникации, стать реальным для учащихся и установить для себя реальность всех присутствующих. Здесь важной является способность конфронтировать, то есть быть лицом к лицу, не избегая и не уклоняясь. Способность конфронтировать – это, по существу, способность присутствовать комфортно и воспринимать. Если такая способность недостаточна у кого-либо из участников учебного процесса, то этот участник не может направить все свое внимание на текущую работу.

Преподаватель всегда заинтересован помогать студентам в освоении предмета, поэтому вся работа по обучению направляется на увеличение студентами понимания изучаемого предмета, то есть на увеличение АРО с этой дисциплиной. Используется правильное общение, способствующее увеличению реальности изучаемого (точности воспроизведения, согласия по обсуждаемым вопросам) и повышению аффинити – эмоционального отклика на предмет.

Стремление повысить реальность изучаемой дисциплины исключает использование непроясненных при общении с учащимися слов. В самом деле, появление непонятых слов – это нарушение общения, это отсутствие точного воспроизведения, что, в свою очередь, делает изучаемый предмет нереальным для студента, с чем у него нет согласия, а, следовательно, у него не может возникнуть и симпатии к такой дисциплине.

Понимание (АРО) увеличивается с повышением тона человека. Под тоном понимается кратковременное или продолжительное эмоциональное состояние человека. Чем выше тон (аффинити), тем больше реальности (согласия) у студента по поводу изучаемого предмета, тем выше степень воспроизведения, выше уровень общения с ним. Хороший преподаватель интуитивно следует этой идее, стараясь повысить настроение студентов на занятиях.

Хотя Циолковскому не могли быть известны разработанные в наше время такие компоненты СТО, как АРО, однако, полагаясь на сохранившиеся документы – воспоминания, оставленные бывшими ученицами Константина Эдуардовича, – можно заключить, что в процессе преподавания с целью добиться от учащихся понимания нового материала (а это значит привлечь внимание учеников, вызвать у них интерес к изучаемому предмету, повысить настроение детей) на интуитивном уровне ученый следовал тем положениям, правильность которых доказана в настоящей статье.