КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – В ЖИЗНЬ

КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – В ЖИЗНЬ

© Л.А.Воробьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

В начале 2009 года в Муниципальном образовательном учреждении Октябрьская средняя общеобразовательная школа Ферзиковского района Калужской области начался новый этап развития, связанный с внедрением в образовательный процесс информационных спутниковых технологий.

В настоящее время все образовательные учреждения функционируют в режиме модернизации. Нововведения касаются всех сфер деятельности: материально-технического оснащения, содержания образования, оценки качества образования, оплаты труда педагогических работников и так далее. Все направления важны, но обновление приемов, методов, технологий в образовательном процессе стало важнейшей составляющей в реализации комплексного проекта модернизации. Научить детей с помощью доски и мела можно, но что это за обучение?! Несколько лет назад, когда начался первый этап проекта информатизации системы образования, можно было слышать высказывания типа «Зачем это надо? Я могу научить детей с помощью доски и мела». Теперь никто не сомневается в преимуществах компьютерных технологий. Казалось, что мы познали все возможности информационных технологий, но неожиданно круг познаний расширился, появились новые возможности. На первом этапе не совсем осознанно, но активно коллектив включился в изучение нового оборудования и его возможностей. Октябрьская средняя общеобразовательная школа официально вошла в проект «Разработка и внедрение новых образовательных компонентов на основе информационных цифровых спутниковых технологий для повышения качества обучения в учреждениях общего образования в условиях формирования стандартов нового поколения», заключив договор о творческом сотрудничестве с Калужским областным институтом повышения квалификации работников образования. Создана рабочая группа из числа учителей и административных работников.

Что предполагалось получить в результате реализации проекта? Прежде всего, это повышение качества образовательного процесса. Используя снимки из космоса в режиме реального времени, учащиеся смогут расширить спектр своих возможностей по самостоятельному поиску информации, ее анализу. У них сформируются представления о новых сферах применения своих знаний в плане выбора будущей профессии, и, как следствие, появится возможность успешной социализации.

В процессе обучения учителя и ученики получают как теоретические, так и практические знания в области космических технологий, их применения, знакомятся с программно-техническим комплексом «Космос-М2» для использования в учебном процессе, учатся работать в программе для приема и обработки информации со спутников. Программа открывает большие возможности для осуществления межпредметных связей. Уже в начале реализации проекта учителя стали активно использовать форму интегрированного урока. Предпосылками к этому стали уникальные возможности нового технического оборудования, с помощью которого школьники могут определить верхние границы облачности, выявить опасные погодные явления, измерить расстояния, площади земной поверхности, определить температуры у поверхности Земли.

Внедрение в учебный процесс технологии приема и обработки космической информации дает уникальный шанс знакомства на практике с множеством будущих профессий. Так, с помощью технологии космического мониторинга можно получить вполне ясное представление о наукоемких информационных технологиях, используемых в строительстве, гидрометеорологии, географии, геологии, лесном хозяйстве, водном хозяйстве, сельском хозяйстве, экологии, картографии, сейсмологии, океанологии. и сделать вполне осознанный выбор будущей профессии, связанной с наукоемкими технологиями.

Данный проект пришел в российские школы после празднования 50-летия со дня запуска первого искусственного спутника Земли, то есть 50-летия космической эры. Его можно рассматривать как открытие новой космической эры в образовательном процессе. Проект может иметь продолжение. Он может заложить основу для развития международного сотрудничества в области внедрения новых образовательных технологий в различных странах мира. Школьники из различных стран могут обмениваться получаемыми данными и наблюдать за глобальными процессами изменения климата Земли.