МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2009 г.

1. Социальный утопизм разных исторических эпох рождается в виде мечтаний о создании идеального общества. Тем самым, он выполняет необходимую функцию в мировоззрении любого общества. Эту функцию можно обозначить как удовлетворение общечеловеческой потребности в торжестве Справедливости и Добра. Русский космизм – наиболее максималистское проявление этого универсального архетипа.

2. Мы делим все разнообразные виды русского космизма на два основных направления:

а) космизм натуралистический, основанный на естественно-научном понимании «космоса» как астрономической Вселенной. Этот тип русского космизма завязан на научной картине мира и современных представлениях о развитии Вселенной. Как правило, он претендует на научную значимость своих моделей;

б) космизм супранатуралистический, ориентированный на «космические импульсы» сознания. Космизм такого типа связан не с определенной онтологией – представлениями о конкретном устройстве мира, а связан с субъективностью человека, с поисками Бога, смысла и цели своей индивидуальной жизни и жизни всего человечества. Здесь главное – ощущение космичности бытия, вживание в мир как в целостность. Этот тип космизма не ограничивается материальной, астрономической Вселенной, а включает и области трансцендентного. К этому типу космизма можно отнести огромное число философских и религиозных систем, начиная с платонизма и буддизма. Поэтому супранатуралистический космизм выходит далеко за рамки «русского» космизма на широкую арену общечеловеческих поисков осмысления бытия.

3. Мы считаем, что мировоззренческие позиции первого и второго типа космизма настолько различны, что рассматривать их как единое течение невозможно.

Конечно, и в рамках натуралистического космизма может возникнуть космическое чувство, исходящее из понимания человека как материального объекта, имеющего космическую природу. Может возникнуть и чувство духовной приобщенности к космическому целому. Тем не менее, различие рассматриваемых двух типов космизма очевидно.

4. В современном менталитете России эти разные типы космизма нередко отождествляются. Тем самым, натуралистическую онтологию неправомерно смешивают с трансцендентным, стоящим за тончайшим, сокровеннейшим субъективным ощущением причастности человека к космической целостности бытия.

5. Смешение этих двух типов космизма ведет к оккультизму. В результате мы имеем натуралистический (технократический) оккультизм, который можно рассматривать как вариант «нью эйджа» – современного аналога древнего гностицизма.

6. В этой ситуации возникает вопрос о возможностях создания действительно научного подхода к футурологической перспективе человечества и его способности противостоять потоку квазинаучных представлений о его будущем. Мы полагаем, что поскольку русский космизм всегда апеллирует к данным современной науки, он способен достойно противостоять квазинаучным представлениям, которые стремятся захватить мировоззренческое пространство современной футурологии.