НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ПО НАВИГАЦИОННО-БАЛЛИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТА

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ПО НАВИГАЦИОННО-БАЛЛИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТА

© А.А.Митина, Д.А.Жуков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2009 г.

В работе приводятся результаты анализа навигационно-баллистической подготовки космонавтов на соответствие современному уровню развития космонавтики.

Предлагается:

Для получения навыка работы космонавтов в условиях приближенных к условиям космического полета изучение звездного неба проводить не только в планетарии, но и на реальном звездном небе в средних и в южных широта. Изучение звезд по их геометрическому расположению на небесной сфере дополнить изучением звезд по их экваториальным координатам, светимости и спектральному классу. Изучение созвездий, не имеющих ярких навигационных звезд, проводить факультативно.

Изучение приборов навигации и ориентации (ВП-2 и «Пума»), установленных на космических аппаратах, следует проводить с учетом условий их применения в космическом полете.

Представляется целесообразным ввести дисциплину «Основы дистанционного зондирования поверхности Земли из космоса» объемом 30 учебных часов, содержащую обобщенный, систематизированный учебный материал, позволяющий приобрести знания по вопросам необходимым при решении народно-хозяйственных задач, прикладных задач, задач обеспечения поисково-спасательных работ при посадке спускаемых космических аппаратов вне заданного района посадки.

В качестве совершенствования учебно-методического материала целесообразно подготовить методическую литературу по вопросам навигации, теории полета и возможности обзора Земли с решением примеров и задач, отражающих ситуации, возникающие в условиях космического полета.

Совершенствовать технические средств обучения за счет использования компьютерного курса по навигационно-баллистической подготовке космонавтов предлагается на базе астронавигационного функционально-моделирующего стенда, который представляет собой совокупность программных и тренажных средств. Внедрение компьютерного курса в процесс подготовки космонавтов расширяет и дополняет возможности стенда.

Компьютерные курсы могут применяться для: проведения занятий преподавателем; самостоятельной подготовки обучаемого к занятиям; повторения пройденного материала и восстановления утраченных знаний в периоды длительных перерывов, возникающих в процессе подготовки; предварительной оценки знаний обучаемого (самоконтроля).