ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ
© И.Б.Киямова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.
На рубеже XX-XXI веков человечество вступило в эпоху компьютеризации, информатизации, глобализации. В связи с этим современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения. Одним из средств повышения эффективности процесса обучения может стать использование результатов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в курсах школьной географии.
Данные ДЗЗ служат эффективным инструментом, позволяющим оперативно и детально исследовать состояние окружающей среды и использование природных ресурсов, а также получать объективную картину мира, то есть самые достоверные источники информации о процессах, происходящих на нашей планете.
Изображения Земли из космоса (космические снимки) могут использоваться не только в прикладных науках, но и в школьных дисциплинах, например на уроках географии, физики, биологии, химии, астрономии, экологии. Космические снимки могут служить основой для новой организации учебной деятельности учащихся. Изображения Земли из космоса позволяют наглядно представить земную поверхность, те процессы и явления, которые происходят в атмосфере, на суше и в океане. Учащиеся могут увидеть не только современное состояние географической оболочки, но и ее изменения во времени. С этой целью уместно привлекать другие результаты ДЗЗ, например, аэрофотоснимки прежних лет. Кроме того, на уроках географии весьма полезно сопоставление и наложение снимков Земли из космоса на общегеографические и тематические карты. Известный ученый К. Э. Циолковский, с именем которого связано теоретическое обоснование возможности полетов в космос, в течение сорока лет служил учителем. Преподавая в Боровске математику, в 1890 году он одновременно исполнял должность учителя географии. В качестве наглядных пособий Константин Эдуардович мог использовать лишь карту и глобус, как, впрочем, и его коллеги, служившие и до него, и после.
История использования результатов ДЗЗ в школьном курсе географии началась в 1950-х годах. Тогда в школьных атласах впервые появились аэрофотоснимки. Тогда же стали применять термин «дистанционное зондирование Земли».
С 1971 года в научно-исследовательском институте школ Министерства просвещения РФСФР начал проводиться эксперимент по использованию космической фото-информации в качестве средств учебной наглядности для физической географии.
Через десять лет после начала эксперимента (1981 год) в школьных атласах появилась информация о космической съемке и космические снимки отдельных территорий, а в 1982 году специально для школ был разработан атлас «СССР из космоса», который применялся главным образом в иллюстративных целях. Однако широкого использования на уроках географии результаты ДЗЗ не получили, что объясняется, во-первых, отсутствием научно обоснованных требований по отбору снимков для учебных целей, во-вторых, тем, что не была разработана методика использования изображений Земли из космоса в учебном процессе.
Только в начале третьего тысячелетия стали происходить качественные изменения в истории использования ДЗЗ в современной школьной географии.
По данным анкетирования, проведенного в педагогических вузах и школах Москвы, отмечается существенный интерес школьников разных возрастов к космическим снимкам, а также потребность учителей географии в интеграции информации о Земле из космоса в содержание школьных географических курсов. По мнению учителей, применение изображений Земли из космоса сделает урок географии более интересным, позволит сформировать у учащихся пространственное мышление, показать динамику географических процессов во времени. Но при этом участники опроса отметили недостаток знаний и умений для «чтения» снимков, информации о технологиях космической съемки.
Таким образом, актуальность использования результатов ДЗЗ в профессиональной и непрофессиональной деятельности современного человека, подтверждается результатами анкетирования субъектов образовательного процесса. Одновременно встают научно-методические задачи определения требований по отбору космических снимков для школьников, а также разработки методики использования современных изображений Земли из космоса с образовательной целью.