ПРИМЕНЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ПРИМЕНЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

© С.Ю.Панкратова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Современная информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Рассматривая развитие общества как переход от индустриального к информационному, где в качестве главных продуктов производства выступают информация и знания, преподавание предмета «Информатика и ИКТ» (Информационно-коммуникационные технологии) в педагогических кругах расценивается в качестве подготовки учащихся к полноценной жизни в информационном обществе.

В настоящее время способность систематизировать, анализировать и оптимизировать большие объемы информации, работать в условиях быстро меняющихся технологий становится необходимым требованием для жизни. Использование новых информационно-образовательных технологий приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени в образовательном процессе должно стать одной из составляющих в реализации компетентностного подхода в обучении.

Преподавание информатики в Средней общеобразовательной школе № 1 города Балабаново (Калужской области) ведется под руководством педагога Н. В. Макаровой. Темы, рассматриваемые в процессе обучения, можно сгруппировать по трем основным содержательным линиям: 1) программное обеспечение информационных процессов; 2) информационная картина мира; 3) техническое обеспечение информационных процессов. В каждой из этих линий возможно применение комплекса «Космос-М2», работа которого основана на процессе дистанционного зондирования Земли.

Уроки, построенные на основе космических технологий в рамках базовой школьной программы по информатике, являются инновацией в образовании. Программно-технический комплекс «Космос-М2» может выступать на уроках информатики в роли объекта изучения, иллюстративного материала, но в большей степени как средство обучения, особенно полезное для изучения тем информационного моделирования, которое является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Информационное моделирование можно рассматривать и как метод научного исследования, и использовать как самостоятельный вид деятельности. Использование программно-технического комплекса «Космос-М2» при изучении информационных процессов помогает сделать более наглядными процессы передачи, обработки и получения информации.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Изучение любых процессов, происходящих в жизни, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели. Информационные модели с применением комплекса «Космос-М2» могут быть следующими: получение изображений (графической информации), анализ полученных данных, создание табличных моделей, построение графиков, создание базы данных (например, «География России»).

Применение программного комплекса «Космос-М2» при проведении практических занятий по моделированию формирует умения учащихся: а) фиксировать информацию об окружающем мире; б) искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; в) организовывать информацию; г) проектировать объекты и процессы. Это должно повысить не только заинтересованность учащихся в знаниях по информатике, но и укрепить межпредметные связи с географией, физикой, математикой, астрономией. Все эти школьные предметы в конце ХIХ – начале ХХ веков довелось преподавать основоположнику теоретической космонавтики, учителю математики К. Э. Циолковскому. Пытаясь заинтересовать учащихся науками, Константин Эдуардович стремился развивать умения детей по тем же критериям, которые используются и поныне. Только сегодня, с вводом космических технологий в школьную программу, развивать умения учеников можно быстрее, более качественно, с большим для них интересом.

Работая с программно-аппаратным комплексом на уроках информатики, учащиеся не только получают и обрабатывают полученные данные с помощью компьютерной техники, но исследуют и анализируют их, что вовлекает учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельности, стимулирует познавательный процесс.