ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

© М.В.Каменская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2009 г.

За последние годы в связи с системным глобальным кризисом проявления социальной несправедливости стали предельно критическими и повсеместными, причем не только в России. Глобальный кризис XXΙ в. — кризис не только экономический, экологический, но и духовно-нравственный, равного которому, по масштабам, человеческая история ещё не знала. Многие отечественные и зарубежные исследователи приходят к выводу, что причины кризиса России обозначены следующим образом: доля экономических факторов в кризисе нации – 30%, 70% – духовное неблагополучие, пессимизм, деструктивность сознания, утрата нравственных ориентиров, плохое социально-психологическое самочувствие россиян, связанное с безработицей, недоступностью социальных и качественных медицинских услуг, невозможностью решить жилищный вопрос. Глубинной основой кризиса является деформация ценностей. В. В. Казютинский совершенно точно отмечает, что необходимо выработать какую-то новую систему ценностей, которая и обеспечит переход к будущему типу цивилизационного развития, включающего освоение космоса (Казютинский В. В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма // Циолковский К. Э. Космическая философия. М., Эдиториал УРСС, 2001. С. 417.)

В докладе рассматриваются некоторые выдвинутые К. Э. Циолковским положения философского характера, которые позволяют понять его отношение к социальной несправедливости. Ученый обратил внимание на многие проявления социальной несправедливости, человеческие страдания и горести, несоответствие безнравственных свойств правящего элитарного меньшинства высоким национальным идеалам жизни человечества, высоким в прошлом, настоящем и будущем. «По мнению мыслителя, возникает объективная необходимость изменения социального уклада, его реорганизации и совершенствования. Это должно стать главной, важнейшей задачей для человечества и для каждого члена общества. Именно на это направляется вся философская система взглядов К.Э. Циолковского: достижение социально справедливого, рационально устроенного общества…» (Лыткин В. В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма. Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. С. 82).

В социально-философских сочинениях Циолковского нашли отражение размышления ученого о добре и зле, справедливости, совести, жадности, зависти, злости, о рациональном общественном устройстве. Особую актуальность для нашего времени имеет вопрос о роли постоянно возрастающих деструктивных ресурсов личности в генезисе социальной несправедливости. Циолковский исходил из утверждения о двойственной природе человека, соединяющей в себе и деструктивные, и конструктивные начала. В сочинении «Мысли о лучшем общественном устройстве» Циолковский выделял такие человеческие свойства как бескорыстие, зависть, эгоизм, доброжелательность, сострадание, самоотречение, справедливость, злобу, гнев, мстительность, склонность к покаянию, совесть, кротость и великодушие. По мнению ученого, потенциал мести, эгоизма и других человеческих качеств нередко используется для воспроизводства исходно несправедливых действий, также как и потенциал зла или зависти. «У меня, например, нет дома, а у тебя есть – писал Циолковский. – Я отнимаю у тебя твой дом, поджигаю его, лгу на тебя или стараюсь как-нибудь унизить. Но, бывает, что завистливый усиленно трудится и сам приобретает такой же дом» (Циолковский К. Э. Космическая философия. М., Эдиториал УРСС, 2001. С. 155-156).

Конструктивной функциональной особенностью феномена социальной несправедливости является нетипичная актуализация жизненных ресурсов объекта социальной несправедливости. Речь может идти об актуализации физических, физиологических, интеллектуальных, научно-образовательных и иных жизненных ресурсов. С нашей точки зрения, жадность, ненасытность, злость, зависть и, как следствие, недовольство собой и другими формируют субъективные предпосылки для социальной несправедливости (генетические, психические, характерологические ресурсы и особенности людей), которые нельзя недооценивать и, в то же время, нельзя переоценивать в ущерб объективным детерминантам воспроизводства социальной несправедливости, складывающимся в системе экономических, властно-политических, правовых и социальных отношений.

Идея Циолковского о спасении человечества и социальном прогрессе связана с немногочисленными «гениями среди людей», имеющими такие отличительные черты, как интеллект и высокую нравственность (Циолковский К. Э. Горе и гений. Калуга, изд. автора, 1916. С. 9). По мысли Циолковского, субъектом справедливости является совестливая личность. Очевидно, что ресурсы совести весьма неравномерно представлены в индивидуальном, корпоративном, общественном сознании, на это указывал ещё Аристотель. Дефицит совести – питательная среда воспроизводства социальной несправедливости – такой вывод подтверждается положениями, содержащимися в работе Циолковского «Мысли о лучшем общественном устройстве».

Итак, несправедливость – это свойственный человеку и человечеству и порождаемый человеком и человечеством феномен, который во все времена, исторические периоды, во всех странах относился и относится сегодня к феноменам деструктивного класса.

Труды Циолковского не утратили сегодня своего этического, мировоззренческого и прогнозного значения, в них творческая жизнь ученого продолжается, так как глубинный смысл и сущность его философского наследия ещё недостаточно изучены. Обращая свой взор на поучительные уроки прошлого и творческое наследие Циолковского, в условиях современной реальности, во имя спасения человечества, назрела необходимость пересмотра ценностных ориентиров техногенной цивилизации. Современный мир опирается на финансовую, военную и промышленную мощь и, к сожалению, не испытывает моральных переживаний по поводу того, какими методами утверждается мировое господство.