ПРОБЛЕМА СОПРЯЖЁННОСТИ ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕЗНЫХ НАГРУЗОК И СРЕДСТВ ИХ ВЫВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
© В.В.Зуева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2009 г.
В настоящее время рынок космических услуг представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества потребителей, нуждающихся в различных услугах. Одной из таких услуг являются транспортные космические программы, требующие выведения на различные орбиты космических аппаратов (КА) легкого класса.
Целью проведения маркетинговых исследований является обеспечение рентабельности космической деятельности в выбранной области, достижение поставленных результатов в заданных границах времени.
Однако маркетинговые исследования рынка транспортных космических услуг (ТКУ) имеют ряд особенностей. При оценке возможностей на рынке космических услуг необходимо учитывать специфику рынка и наличие конкуренции. Поскольку имеется возможность поиска и выбора средства доставки малоразмерных космических аппаратов (МКА) на рабочую орбиту, необходимо совершенствовать процедуру выбора наилучшего средства доставки МКА на рабочую орбиту среди имеющегося парка ракетоносителей (РН).
В настоящее время в России существует около десяти РН и проектов РН легкого класса. Проведенные ранее исследования позволили сформировать каталог транспортных услуг РН легкого класса, сегментирование рынка транспортных услуг, оценить объективную сопряженность требований потребителей (рабочих характеристик МКА) и возможности производителей услуг (функциональных параметров РН). Предлагаемый интегральный показатель сопряженности, содержащий параметры – оценки качества, степени экологичности, универсальности орбитальных характеристик, мобильность запуска, новизны и степени готовности, уровня развития наземного комплекса и надежности, оценки важности каждого из параметров сопряженности, позволяет учесть интересы каждого потенциального пользователя алгоритма, и делает его универсальным.
Полученный результат позволит оценить технико-экономический уровень носителей в интересах потребителей и потенциальных инвесторов и сделать выбор в пользу наиболее эффективного средства выведения. Алгоритм апробирован на основе имеющейся информации для КА «Вулкан».