РЕАЛИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЛНЕЧНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ И ИССЛЕДОВАНИЯХ

РЕАЛИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЛНЕЧНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ И ИССЛЕДОВАНИЯХ

© И.И.Тюхов, А.М.Шахраманьян, Ю.А.Прошкин, А.В.Тихонов, П.В.Тихонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

В настоящее время стратегический курс развития российского государства неразрывно связан с разработкой и широкомасштабным внедрением современных технологий в различные сферы экономики. Этому должна содействовать федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Современные спутниковые технологии – дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) из космоса, спутниковая навигация, солнечная энергетика – содержат в себе все основные элементы и принципы, необходимые для решения задач, стоящих перед российским образованием.

По инициативе авторов, принципы построения новых образовательных компонентов на основе информационных спутниковых технологий на примере ДЗЗ из космоса, спутниковой навигации «ГЛОНАСС/GPS» и солнечной энергетики прошли апробацию в течение 2007-2008 годов в ряде московских учреждений общего образования.

Техническую основу проекта составили портативный программно-технический комплекс приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени «Космос – М 2» (с программой «APT Viewer»), приемник «ГЛОНАСС/GPS» и солнечно-энергетический модуль, позволяющие организовать работу по освоению современных космических технологий в образовательных учреждениях.

Калужская и Рязанская области активно включились в практическое использование разработанных программно-технических комплексов приема и обработки космических изображений Земли, приемников «ГЛОНАСС/GPS» и учебно-методических стендов по возобновляемой (солнечной) энергетике в учебном процессе средней школы и в настоящее время нарабатывают ценный опыт применения уникальных образовательных технологий и исследовательских проектов.

Внедрение новых космических образовательных технологий в учебный процесс позволяет поднять на качественно новый уровень процесс обучения по ряду учебных дисциплин (география, физика., информатика и другие), а также повысить мотивацию молодежи в осознанном выборе профессий, связанных с наукоемкими технологиями, что позволит нашей стране более эффективно решать задачи перехода на инновационный путь развития. Именно такой путь развития имел в виду К. Э. Циолковский, писавший о том времени, когда земляне выйдут за пределы Солнечной системы и начнут осваивать просторы Вселенной.