РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЁЖНОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© П.А.Григорьев, А.С.Кипин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2009 г.
При создании комплекса планетной базы, который включает в себя собственно планетную базу, орбитальную станцию на планетной и на земной орбитах и наземные сооружения, особенно на первом этапе нужны постоянные транспортные связи с Землёй, обеспечивающие всем необходимом этот комплекс. Транспортные связи будут выполняться с космодромов средствами выведения космических аппаратов с полезной нагрузкой. Эти транспортные средства будут осуществлять подвоз сменного экипажа, запаса продовольствия, запасных элементов для обеспечения жизнедеятельности жителей орбитальных и планетных станций, всевозможного оборудования для исследований или добычи ресурсов и многое другое. Этот космический транспорт будет также увозить назад добытые ресурсы и людей. Таким образом, транспорт курсирует между планетной станцией и Землёй. Эти «челночные перевозки» помогут сэкономить как средства, так и время, что является важной задачей обеспечения жизнедеятельности в космосе.
Решить поставленную задачу можно с помощью логистики. Её можно применить к складированию, созданию запасов элементов, а также к решению транспортных задач. При этом надо рассмотреть все возможные предстоящие затраты на логистические издержки, как в цепях поставок, так и в складировании и хранении. Транспорт как основная часть более крупной системы, т. е. «логистической цепи», приводит к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения эффективности работы транспорта интерес представляет перевозка грузов между пунктами отправления и назначения. Но необходимо не упускать из вида обработку, хранение, упаковку, распаковку и все связанные с этим процессы. Транспорт должен рассматриваться не как отдельная материально-техническая связь, а во всей системе материально-технического снабжения – от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы. Для максимального сокращения издержек необходимо рассматривать весь жизненный цикл продукции (запасных элементов).
Всякий грузопоток характеризует четырёхиндексное число – пункт отправления, пункт назначениия, класс груза, отрезок времени (временной интервал) на перевозку. В свою очередь перевозка груза связана со схемой (картограммой) грузопотока; со скоростью движения подвижного состава: чем больше грузоподъёмность подвижного состава, тем меньше себестоимость транспортирования, но зато больше себестоимость простоев. Для любого сочетания грузопотоков существует оптимальная грузоподъёмность единицы подвижного состава.
Существует много проблем, связанных с обеспечением безопасности функционирования комплекса планетной базы. Износ узлов станции может вывести её из строя или вывести из строя транспортные средства, а это означает прекращение или задержку подвоза необходимого оборудования и грузов. Поэтому необходимо разрабатывать систему запасных элементов, обеспечивающую безотказное функционирование планетной станции. Т. е., зная надёжность каждого узла на планетной станции или космическом транспорте, можно их продублировать или завезти запасные узлы. Их можно завозить как на саму планетную базу, так и на орбитальную (околопланетную). При этом надёжность узлов и элементов при правильной их доставке приводит к безотказности работы комплекса планетной базы и экономической выгоде.