РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ КУРСА «КОСМОНАВТИКА И ЭКОЛОГИЯ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
© С.Н.Ревин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.
В соответствии с «Программой профориентационной работы в учебных заведениях города Королева» в рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения С. П. Королева, 150-летию со дня рождения К.Э. Циолковского и 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли, с целью развития профессиональной ориентации учащихся школ города Королева на профессии, необходимые Открытому акционерному обществу РКК «Энергия» имени С. П. Королева, в 2007-2008 годах в школах города Королева проходил апробацию курс «Космонавтика и экология» для 5-х – 6-х и 9-х – 11-х классов.
В представленной программе основные экологические понятия, раскрывающие характер взаимоотношений человека и природы, даются по аналогии с получаемыми знаниями о взаимоотношениях космонавтов со средой обитания на космической станции.
Главный объект изучения в экологии – экосистемы, то есть единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Аналогом, моделью земной экосистемы является искусственная экосистема космической станции, созданная специалистами по космической технике, медицине, биологии.
Понятие «аналогия» широко используется в самых разных отраслях научного знания. О положительной роли аналогий в науке как методе исследования свидетельствует опыт исторического развития науки и успешное применение аналогий крупнейшими учеными.
Аналогии из науки постепенно проникли как полезный прием в процесс обучения. Правомерность внедрения в практику обучения общенаучных методов познания теоретически обоснована и практически подтверждена отечественными и зарубежными учеными. Основанием для этого является принципиальное сходство процесса познания, результатом которого является получение принципиально новой информации, решение новых, жизненно важных научных проблем и учебного процесса, в ходе которого происходит субъективное «открытие» учащимся принципов, законов, закономерностей, уже открытых наукой, но являющихся новыми для учащегося.
Применение аналогий при изучении учебных предметов в средней школе исследовали С. Е. Каменецкий, С. Ф. Бондарь, Р. Ю. Костюченко, Н. В. Горбачева, М. Н. Сизова, В. В. Кочагин. Отмечаются две основные функции аналогии в учебном процессе. Это эвристическая функция, в результате реализации которой ученик выдвигает различные гипотезы, осуществляет умозаключения по аналогии. И это объяснительная функция, служащая для пояснения изучаемого материала.
По результатам изучения научной литературы по экологическому образованию, учебников по экологии, можно отметить, что аналогии практически не используются в изложении изучаемого материала.
Проведение уроков с использованием аналогий строится на основе применения мультимедиа средств и подобранных аудио-видеоматериалов и фотографий, сделанных с борта космической станции.
По окончании курса сравнительный анализ типа доминирующей установки по отношению к природе у учеников школ экспериментальной и контрольной групп показал заметное различие. Так, у учеников в экспериментальной группе наблюдался рост показателя познавательной активности, связанной с объектами природы (выше среднего, высокий, очень высокий), рост показателя непрагматического практического взаимодействия с природными объектами (выше среднего, высокий, очень высокий) и рост показателя активности личности по изменению окружения в соответствии с отношением к природе (выше среднего, высокий, очень высокий).