«РУССКАЯ ИДЕЯ» И РУССКИЙ КОСМИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

«РУССКАЯ ИДЕЯ» И РУССКИЙ КОСМИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2009 г.

«Русская идея» как идея единения России в качестве единого государственного, социо-культурного, политического и духовного пространства имеет глубокую традицию, начиная, по крайней мере, с идеи «Москва – третий Рим» в XV в. и пройдя в своем развитии через идею единства народа, государства и церкви до идеи великой державы в XX в.

На протяжении всего этого времени, по сути своей, эта идея является своеобразным поиском путей достижения счастья для народа и для каждого индивида в отдельности, поиском верного и единственно возможного понимания «счастья», единого и единственно возможного для всех и для каждого. Мимо этих поисков не прошел и русский космизм, в том числе К. Э. Циолковский.

Данной проблемы касались исследователи русского космизма и творчества К.Э. Циолковского (В. В. Казютинский, Т. Н. Желнина). Большое внимание изучению этических и нравственных проблем в русском космизме и у К.Э. Циолковского уделила В. М. Мапельман.

Поиском своего понимания счастья занимались многие философы, мыслители, религиозные деятели. С большой долей уверенности можно утверждать, что история мировой философии это, прежде всего, попытка понять, что такое счастье, можно ли его достичь, и каковы возможные пути его достижения.

Если западно-европейская философская традиция, в конечном итоге, приходит к экзистенциальному выводу о необходимости достижения личного счастья, то русская философская традиция носит традиционно обобществленный, объединительный характер.

Уже у А. С. Хомякова мы видим утверждение идеи «соборности», как единственного и главного условия достижения счастья. И это является обоснованием «русской идеи», ибо соборность достижима лишь в рамках Православия.

У В. С. Соловьева «Софийная теория», обогащенная хомяковской идеей «соборности», завершается появлением новой генерации людей — «бого-человечества», достигающего блаженного бессмертного (счастливого) бытия путем управления законами природы. При этом во главе этого движения к счастью стоит русский народ, обогащаемый и направляемый идеями христианской веры и Православной церкви.

Н. Ф. Федоров считал, что достижение счастья (т. е. "блаженной", безгрешной и бессмертной жизни) возможно на пути регулирования законов природы, постигаемых в результате симбиоза научного знания и религиозной веры. При этом, по его мнению, последнее будет достигнуто именно русским народом, обладающим глубокой истинной православной верой и передовыми научными знаниями.

С точки зрения К.Э. Циолковского счастье – это отсутствие любых негативных явлений в жизни, как каждого человека, так и общества. Счастье, это отсутствие страданий в любом их виде. Счастье возможно и достижимо на пути познания законов Вселенной. Это является не только общечеловеческой задачей, но и задачей других разумных существ во Вселенной. Это важнейшая цель разума.

Мы видим явную корреляцию «русской идеи» и идеи счастья в русской философской традиции и в традиции русского космизма, так как он есть часть «русской идеи».