ШАГ К НАУКОЕМКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
© Н.С.Вощенкова, А.М.Шахраманьян
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.
На Калужской земле впервые зародись проекты К.Э. Циолковского, связанные с покорением космического пространства, полетом человека в космос. Научное творчество основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского и полет в космос первого космонавта планеты Земля Ю. А. Гагарина, который не раз бывал в Калуге, в настоящее время для педагогов Калужского края имеют колоссальное значение в деле развития системы российского образования.
15 октября 2008 года состоялось первое заседание обновленного Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. На этом заседании одним из ключевых вопросов стоял вопрос о создании модели школы будущего, которая, по образному выражению президента Д. А. Медведева, является национальной идеей. Президент РФ напомнил членам Совета слова президента США Д. Кеннеди о том, что космос американцы проиграли русским еще за школьной партой. В своем послании Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года президент РФ отметил, что сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством. В программе антикризисных мер на 2009 год Правительство РФ отметило, что инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов.
Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед российским образованием, наряду с повышением качества образования, является проблема усиления мотивации осознанного выбора молодежью будущих профессий, связанных с наукоемкими технологиями. Без этого, как известно, невозможно обеспечить инновационный путь развития России.
В этой связи под научно-методическим руководством Калужского областного института повышения квалификации работников образования (КОИПКРО) по внедрению космических технологий в учебный процесс проводится серьезная работа в следующих муниципальных образовательных учреждениях: Центр космического образования, Лицей № 36 (г. Калуга), Средняя общеобразовательная школа № 1 города Сухиничи, Средняя общеобразовательная школа поселка Ферзиково, Средняя общеобразовательная школа поселка Октябрьский (Ферзиковский район), Средняя общеобразовательная школа № 1 города Балабаново (Боровский район), Средняя общеобразовательная школа № 2 имени академика А. И. Берга (г. Жуков), Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 имени Е. Р. Дашковой с углубленным изучением предметов (г. Кременки, Жуковский район), Средняя общеобразовательная школа № 1 города Кирова, Кировский лицей, Средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Шайковка (Кировский район), Средняя школа № 1 и Средняя школа № 2 города Жиздры. В перечисленных образовательных учреждениях установлены портативные программно-технические комплексы приема и обработки космических изображений Земли из космоса в режиме реального времени – уникальная российская разработка, не имеющая аналогов в мире по критерию цена-качество.
У школьников Калужской области появилась технологическая возможность на бесплатной основе получать с периодичностью 2-3 часа многоцветные космические снимки территорий площадью около 7 млн. квадратных километров с привязкой к цифровой карте местности и населенным пунктам, а также производить оценку ряда параметров (географических координат, температуры, альбедо, скорости и направления движения циклонических образований, высоты облачности, прогноза осадков, величины вегетационного индекса и другое) в любой точке Земного шара.
Проведено обсуждение результатов реализации проекта в учреждениях образования на заседаниях круглых столов, учащиеся продемонстрировали на уроках эффективное использование спутниковых технологий. По результатам мониторинговых исследований установлено, что информационные космические образовательные технологии, внедренные в образовательный процесс, значительно повышают качество образования по ряду предметов (география, информатика, физика, математика, основы безопасности жизнедеятельности и др.), развивают у учащихся творческие начала, умение формулировать исследовательские гипотезы и проверять их достоверность, формировать активную жизненную позицию в осознанном выборе будущей профессии, связанной с наукоемкими технологиями.
Помимо технологии приема и обработки космических изображений Земли из космоса, в образовательный процесс активно внедряются технологии спутниковой «ГЛОНАСС/GPS» навигации и возобновляемой (солнечной) энергетики для повышения качества обучения на уроках математики, географии, информатики, физики. Подготовлены соответствующие методические пособия по применению указанных выше технологий в учебном процессе средней школы, которые публикуются в информационно-методическом журнале «Перемена», регулярно издаваемом сотрудниками КОИПКРО.
Учитывая важность и актуальность работ, проводимых по внедрению космических технологий в образование, а также приближение двух знаменательных дат: 2010 год – год Учителя, 2011 год – 50 лет со времени полета Ю. А. Гагарина в космос, педагоги ориентированы на создание эффективных моделей школы будущего в целях дальнейшего развития интегрированных процессов в комплексах «Школа-Вуз», усиление мотивации осознанного выбора молодым поколением ведущих профессий, связанных с наукоемкими технологиями.