СИСТЕМА «ГЛОНАСС» И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ

СИСТЕМА «ГЛОНАСС» И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ

© Н.А.Кузнецова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2009 г.

Система «Глонасс» начала разрабатываться с 1976 года, а первые спутники системы отправились на орбиту в 1982 году. 24 сентября 1993 г. систему официально ввели в эксплуатацию, но из-за недофинансирования она так и не стала работать в полном режиме.

В конце 90-х годов система пришла в упадок в связи с прекращением ее финансирования. Между тем, на поддержание системы требовалось не менее $60 млн. ежегодно. В итоге к лету 2001 года на орбите насчитывалось только 6 спутников.

В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», которая предполагала постепенное развитие ГЛОНАСС до 2011 года. С 2003 года система восстанавливается.

До начала 2008 года было освоено 23,5 млрд. рублей. Но в 2002–2004 годах ФЦП финансировалась не в полном объеме. Только с 2005 года началось ее полномасштабное финансирование.

Затраты на разработку системы ГЛОНАСС, даже при широком использовании ее в социальной сфере, никогда не окупятся. Главная ее задача – обеспечить обороноспособность страны.

В феврале 2009 года стало известно о планах Минфина РФ сократить бюджетные затраты на финансирование ФЦП. В марте стала известна сумма – вместо запланированных 9,5 млрд. рублей будет выделено 7,5 млрд. Так же есть более серьезная проблема, связанная с кризисом: некоторые министерства и ведомства предпринимают попытки сократить расходы на программу ГЛОНАСС, она может оказаться под угрозой срыва.

По подсчетам специалистов, на реализацию программы в период 2009-2011 годов дополнительно потребуется около 50 млрд. рублей. Таким образом, многолетние попытки сделать российскую навигационную систему конкурентом американской GPS хотя бы на внутреннем рынке могут пойти насмарку.

Есть и еще несколько факторов, не позволяющих рисовать радужное будущее гражданской системы ГЛОНАСС. Первая проблема состоит в том, что сегодня в российской группировке элементарно не хватает спутников. «Покрыть недостачу» планируется в 2009 году, поэтому разговоры о скорой коммерциализации ГЛОНАСС – пока только проекты. Вторая проблема тесно связана с отсутствием государственного стандарта на систему географических координат, совместимую с системой спутниковой навигации. Выходить к потребителю с ГЛОНАСС, но без удобной системы координат, невозможно. К тому же в России сохраняется весьма «архаичный» режим секретности в отношении геоданных высокой точности.

Возникает вопрос, каким образом в условиях доминирования GPS Россия может выйти на «самоокупаемость» ГЛОНАСС – или хотя бы приблизиться к ней? Препятствием на этом пути является фактическая бесплатность GPS и сформировавшееся мнение пользователей об этой системе. Одним из выходов из данной ситуации может стать концепция, реализующая коммерциализацию не самой группировки ГЛОНАСС – но качественно новых сервисов, необходимых России и позволяющих использовать для позиционирования любые системы, в том числе GPS.