СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ С АТЕРОСКЛЕРОЗОМ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА
© Т.А.Крапивницкая, В.Д.Юстова, Б.Г.Хашба, А.Г.Быстрова, Л.В.Крапивницкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2009 г.
В системе медицинского обеспечения полетов первостепенное значение имеют вопросы сохранения здоровья и профессионального долголетия пилотов, ранней диагностики, эффективной профилактики, лечения различных заболеваний и реабилитации лиц летного состава. Одним из основных направлений медицинского обеспечения полетов является совершенствование врачебно-летной экспертизы (BЛЭ).
Структура причин негодности пилотов к выполнению профессиональной деятельности в течение последних десятилетий изменялась незначительно. По данным Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации среди всех медицинских причин негодности к летной работе внутренние болезни составляют от 30 до 58% от всех признанных негодными, психические и нервные болезни – от 12 до 24%.
Медицинское освидетельствование летного состава показало, что в 2008 г. заболевания сосудов головного мозга были выявлены у 21 пилота, что составило 12,6% от всех лиц летного состава, признанных негодными, болезни сердца атеросклеротического характера были выявлены у 7 пилотов (4,2%), артериальная гипертония – у 9 пилотов (5,4%). Средний возраст лиц, признанных негодными в 2008 г., по нервным и психическим заболеваниям составил 53,2 года; внутренним болезням – 53,8 г.
Угрозу безопасности полетов представляют острые состояния у лиц летного состава. В 2008 г. такие состояния возникли у 12 лиц (7,2 % от числа пилотов, признанных негодными). Угроза острого нарушения мозгового кровообращения возникла у 8 пилотов (4,8%) в возрасте 50-59 лет.
Несмотря на использование в практике авиационной медицины последних достижений медицинской науки, снизить частоту дисквалификаций по состоянию сердечно-сосудистой системы (ССС), так и летальности летного состава от заболеваний ССС пока не удается. В этой связи, необходим поиск дополнительных методов обследования пилота. Одним из таких методов является клинико-психологическое обследование.
Задачей исследования являлось совершенствование диагностики атеросклероза сосудов головного мозга у пилотов гражданской авиации и повышение качества врачебно-летной экспертизы при этом заболевании.
Всего обследовано 164 человека. Из них 143 пилота гражданской авиации и 21 пациент (работники наземных служб гражданской авиации). Критериями для формирования групп наблюдения служил клинический диагноз, установленный в отделении экспертизы и восстановительного лечения летного состава ЦКБ ГА и в отделении неврологии ЦКБ ГА. Контрольная группа состояла из 73 практически здоровых лиц летного состава, в возрасте от 18 до 53 лет, допущеных к летной работе. Группа пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга состояла из 70 лиц в возрасте от 41 до 64 лет. Все пилоты прошли полное клиническое обследование.
Коэффициент интеллекта у пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга отличается от коэффициента интеллекта здоровых пилотов. Отмечается снижение показателей средних значений IQ по «зрительно-пространственному» (IQ1=114,95±1,38) (p<0,01) и «вербальному» (IQ3=113,61±1,41) (p<0,01) тестам при сохранении показателя по «числовому» (IQ2=113,15±2,41) тесту; снижение коэффициента интеллекта пилота является маркером выраженности атеросклеротического процесса при атеросклерозе сосудов головного мозга и одним из критериев при вынесении решения о признании негодным к летной работе. У пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга при наличии атеросклеротических бляшек получены данные, свидетельствующие о сохранности когнитивных функций, но было выявлено заострение личностных черт и появление акцентуации: высокие показатели по шкале интроверсия (6,13±0,45, p<0,05), шкале сензитивности (6,04±0,24), шкале тревожности (5,17±0,45). По шкале экстраверсии наблюдалось достоверное снижение показателя (3,95±0,41, p<0,01).
К. Э. Циолковский в своей статье «Условная истина» уделил большое внимание науке и развитию мозга: «Наука, которая дает знания, непрерывно идет вперед, отвергает или утверждает старое и находит новое. Каждое столетие меняет науку. Не отвергает, а именно изменяет более или менее ее содержание, вычеркивая одно и прибавляя другое. Конца этому не будет, как нет конца векам и развитию мозга».