СПУТНИКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ШКОЛЕ XXI ВЕКА

СПУТНИКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ШКОЛЕ XXI ВЕКА

© С.С.Скороходова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

В 1957 году с запуском первого искусственного спутника Земли началась космическая эра, и уже спустя 50 лет космические технологии прочно вошли в образовательный процесс школы. К. Э. Циолковский, ученый с мировым именем, разработавший проект космической ракеты, и простой школьный учитель, отдавший сорок лет благому делу образования, не мог о таком даже мечтать.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2 имени академика А. И. Берга города Жукова Калужской области в январе 2009 года установила портативный программно-технический комплекс приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени «Космос – М 2».

В школе созданы все предпосылки для работы в экспериментальном режиме. Для старшеклассников традиционно открыты физико-математические классы. Учащиеся проявляют интерес к исследовательской деятельности. Поэтому проект «Разработка и внедрение новых образовательных компонентов на основе информационных цифровых спутниковых технологий для повышения качества обучения в учреждениях общего образования в условиях формирования стандартов нового поколения» для школы является актуальным и социально обусловленным.

Учителя школы во главе с директором изучили возможности программного обеспечения, посетили семинары в Калужском областном институте повышения квалификации работников образования и образовательных учреждениях – участниках проекта, – составили свой план действий и выбрали команду педагогов. В основе реализации проекта лежит творческий подход.

Педагоги-предметники вместе с учащимися освоили использование программно-технического комплекса, приступили к созданию банка снимков для применения на уроках физики, географии, математики, информатики, провели первые пробные занятия. Это вызвало не только интерес, но и всплеск эмоций у школьников.

В ходе работы решались и проблемы. В связи с тем, что в компьютерном классе школы находится 14 компьютеров, установка программы произведена на каждый, что создает условия одновременной работы многих учащихся. Это помогает вести уроки с осуществлением индивидуального подхода и организации самостоятельной работы в классе.

Для уроков разрабатываются авторские темы: «Влажность и погода», «Принципы радиосвязи», «Искусственные спутники Земли» (физика), «Установка программы «APT Viewer» (информатика) и другие.

Что дают спутниковые информационные технологии в образовании? Как показала апробация на уроках физики, в кружковой, внеклассной работе, технологии расширяют возможности профориентационной деятельности, повышают интерес к физике, развивают творческую активность учащихся. Школьники быстрее педагогов реагируют на инновации в образовании и не испытывают боязни работы с портативным техническим устройством по приему и обработке космических изображений. Инновационные методы, применяемые на уроках, помогают учащимся получить более четкое представление о профессиях геофизика, геодезиста, картографиста, геолога, метеоролога, сейсмолога, океанолога, эколога, радиофизика и многих других, использующих достижения мировой космонавтики. Это все будет завтра, а сегодня школьники учатся формулировать гипотезы, анализировать современные данные, делать выводы.

Педагоги и школьники много ждут от эксперимента. Помощь в осознанном выборе профессии, работа с передовыми технологиями, исследовательская деятельность, социальная и творческая активность, контакты и обмен информацией со сверстниками из разных городов и стран – это далеко не полный перечень ожидаемых результатов проекта. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что школа XXI века должна быть со спутниковыми технологиями.