СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ К. ФЛАММАРИОНА И К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ К. ФЛАММАРИОНА И К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Ю.С.Тимофеев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2009 г.

Известным является тот факт, что К. Э. Циолковский был хорошо знаком с работами астронома и философа К. Фламмариона. В библиотеке Циолковского можно найти ряд работ французского мыслителя. Целью данной работы является сравнение философских взглядов этих мыслителей, изучение косвенных связей между учениями (в рамках концепции неявного знания М. Полани).

Общий характер философских взглядов. Философия К.Э. Циолковского и философия К. Фламмариона имеют ряд общих принципов. Обе системы имеют двойственный характер: сочетают в себе как естественно-научный подход, так и религиозно-идеалистический. Фламмарион пишет о Боге, признает себя идеалистом, но, в то же время, придерживается определенной научной аргументации. Циолковский также развивает идею Причины Космоса, однако, отрицает различные спиритуалистические тенденции, которые встречаются в работах Фламмариона. В целом, структура единства науки и религиозного подхода прослеживается как в работах Циолковского, так и в работах Фламмариона.

Космологические доказательства существования Бога. К. Фламмарион в своих работах, опираясь на ряд астрономических фактов, приводит «космологическое доказательство» существования Бога. Суть его в том, что если существует столь сложная и прекрасная Вселенная, то, следовательно, у нее есть и Творец. Подобный подход мы встречаем у К.Э. Циолковского в серии работ о «причине космоса», в которых ученый показывает, что если есть Вселенная, то, следовательно, существует Причина, которая превосходит Вселенную по всем свойствам. Доказательства Фламмариона и Циолковского близки, что также позволяет говорить о связи учений.

Концепция множественности обитаемых миров. Одной из основных идей К. Фламмариона является множественность обитаемых миров. Эту идею Фламмарион обосновывал, исходя как из естественно-научных, так и религиозно-философских предпосылок. Согласно последним населенность миров – следствие могущества Божественного существа. Философские доказательства также включают в себя виталистические построения, из которых следует, что неорганическая материя разовьется в органическую и что это произойдет на многих мирах. Эта идея близка идеям К.Э. Циолковского о населенной различными существами Вселенной, которые он развивает, приходя к выводам о необходимости сообщения между мирами и т. д.

Идеи статуса Земли во Вселенной. К. Фламмарион предлагает в своих работах идею некоей лестницы миров, в которой существуют как более развитые, так и менее развитые миры. Он выделяет Высшие, Средние и Низшие миры согласно развитию в них идей Добра, Истины и Красоты. Земля в данной классификации отнесена к Низшим мирам. Однако Фламмарион утверждает, что подобное состояние для Земли не вечно и что в будущем человечество будет подниматься по данной лестнице. Также у Фламмариона прослеживаются идеи о том, что Земля не лучший дом для человечества. Подобные взгляды близки идеям К.Э. Циолковского, у которого мы видим идею о том, что Земля – это малоразвитый мир, но который в будущем будет способен внести свой вклад в развитие Вселенной.