В. А. ВИТКА – ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА КБ ЭНЕРГОМАШ
© Р.Н.Котельникова, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2009 г.
В следующем году исполняется 110 лет со дня рождения Героя Социалистического труда Владимира Андреевича Витки (19.10.1900 – 11.01.1989) – ближайшего помощника и соратника академика В. П. Глушко. Около 20 лет он проработал вместе с В. П. Глушко (с 1942 по 1961 гг.), причем последние 14 лет был его заместителем, в том числе с 1954 г. – первым заместителем главного конструктора, начальника КБ. Находясь на этой должности, он осуществлял руководство конструкторской работой по созданию ЖРД и принимал в этом процессе личное творческое участие. При его участии разрабатывались все ЖРД, создаваемые в КБ, от ускорителя для самолета Пе-2 до мощных двигателей для первых межконтинентальных баллистических ракет.
Трудовая карьера В. А. Витки сложилась так, что уже в возрасте 28 лет он стал директором Рентгеновского института. Но судьба сделала резкий поворот, и в 1938 г. он был по ложному обвинению арестован и осужден на 10 лет. Витка был направлен в «шарашку» сначала в Москве, затем в Казани. Там он стал работать вместе с В. П. Глушко, возглавив конструкторскую бригаду по автоматике ЖРД. Он зарекомендовал себя как талантливый конструктор и хороший руководитель.
За разработку двигателей он в составе группы специалистов в июле 1944 г. был досрочно освобожден со снятием судимости, в 1945 г. награжден орденом Знак Почета. Несколько месяцев Витка находился в командировке в Германии. Именно Витку Глушко назначил своим заместителем по конструкторской части и начальником КБ в 1947 г., когда надо было создавать ОКБ-456 в Химках после переезда из Казани.
Витка руководил разработкой и выпуском технической документации на двигатель РД-100, отработкой ее для серийного производства. Следующим этапом была разработка двигателей РД-101 и РД-103 для ракет Р-2 и Р-5. За создание РД-103 для ракеты Р-5М с атомным зарядом он был награжден орденом Ленина. После объединения ОКБ-456 и завода № 456 Витка в октябре 1954 г. стал первым заместителем Глушко. Это время стало и временем начала работ над двигателями принципиально новой конструкции – четырехкамерными, регулируемыми в полете как по тяге, так и по соотношению компонентов топлива. Было много трудностей при отработке двигателей РД-107 и РД-108, но все было сделано надежно, и именно с помощью этих двигателей был совершен прорыв в космос, а В. А. Витка был удостоен звания Героя Социалистического труда.
Параллельно с этими работами в КБ шла работа по созданию двигателей на высококипящих компонентах топлива для ракет Р-12, Р-14, Р-16. Начались работы над двигателем РД-119 для второй ступени РН «Космос» (на базе Р-12), также начались работы по созданию ЖРД РД-301 на фторе и аммиаке, РД-501 на перекиси водорода и пентаборане.
Таким образом, под руководством В. А. Витки были разработаны двигатели различных классов, с вытекающими отсюда конструктивными и экспериментальными особенностями, с внедрением новых технологических процессов. По личным причинам В. А. Витка сразу же после своего 60-летия был вынужден подать заявление об уходе на пенсию. Глушко долго уговаривал его продолжить работу.
В. А. Витка остался для многих образцом целенаправленности, организованности, здравого смысла, образцом подлинного технического руководителя.