ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ ПО ПРОЕКТАМ И ПРОГРАММАМ РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ
© Е.Е.Чарная
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2009 г.
Развитие рынка спутниковых систем в настоящее время требует от производителей все большего расширения спектра оказываемых услуг и предлагаемой продукции. Кроме того, динамика рынка такова, что краткосрочные проекты, отвечающие спросу по технико-экономическим показателям, обладают значительно большей устойчивостью и потенциальными возможностями с точки зрения коммерческой эффективности.
Отсюда возникает необходимость решения проблемы формирования комплексной оценки космических проектов и программ, в том числе проектов создания и эксплуатации спутниковых систем. И одной из важнейших является задача оценки затратной части проекта, методика решения которой позволяла бы охватить возможную вариативность динамических и статических показателей проекта. Под динамическими показателями понимаются сроки осуществления проекта в целом и его этапов. Статическими же являются технические параметры системы, продукции и услуг.
Комплексный подход позволяет сформировать систему экономико-математических моделей, где функция – стоимость проекта, ставится в зависимость от аргумента – срока проекта либо технических параметров системы.
Кроме того, в настоящем докладе предлагается рассмотреть возможность формирования системы моделей оценки приращения затрат на разработку и создание спутниковой системы, которое объективно происходит в случае изменения сроков проекта и его технических параметров.
Данный подход позволяет оценить проект в целом, проанализировать варианты модификации проекта по различным его показателям и принять решение об осуществлении того или иного проекта или программы, а также предоставить потребителю космической продукции и услуг более широкую информативную выборку по технико-экономическим параметрам проекта, благодаря которой возможно стимулировать спрос более широкого сектора потребительского рынка.