ЗАДАЧА ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-КОНЦЕПЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
© В.В.Балашов, А.В.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2009 г.
Для успешной конкуренции в определённом сегменте рынка транспортных услуг производитель летательной техники должен своевременно позаботиться о создании нового продукта и продвижении его на рынке в качестве нового товара.
В работе представлена достаточно общая схема предпроектных исследований нового летательного аппарата (ЛА), включающая четыре этапа: исследование и прогнозирование рынка ЛА данного вида; исследование нового ЛА; исследование цены нового ЛА; планирование инвестиций нового ЛА.
Исследование и прогнозирование рынка ЛА (этап 1) проводится постоянно и независимо от остальных этапов. В процессе мониторинга анализируется целесообразность разработки новых ЛА в различных сегментах рынка. На этапе предварительного проектирования (этап 2) разрабатывается техническая концепция нового ЛА: формируется набор новых технических решений и технологий, определяется уровень его лётно-технических и эксплуатационных характеристик. Одновременно оценивается степень готовности применяемых технических решений и технологий. Источником идей, составляющих основу технической концепции перспективного ЛА, является научно-технический задел, создаваемый в процессе реализации программы развития летательной техники.
При исследовании цены нового ЛА (этап 3) определяется стратегия ценообразования, формируются факторы ценообразования, в частности, технические факторы. Прогнозируются лимитные цены, оценивается себестоимость нового ЛА, определяемая используемыми технологиями. Цена продажи прогнозируется на основе анализа ситуации на рынке с учётом характеристик нового ЛА. При планировании инвестиций (этап 4) критериями инвестиционной привлекательности концепции нового ЛА являются: потребный объём инвестиций на разработку нового ЛА, сроки возврата инвестиций, ожидаемая прибыль инвестора. Планирование частных инвестиций осуществляется фирмами самостоятельно: все необходимые экономические исследования проводятся маркетинговыми подразделениями этих фирм. Планирование государственных инвестиций требует разработки единой технологии, объединяющей существующие по отдельности расчётные процедуры.
Создание единой технологии предпроектых исследований нового ЛА позволит повысить уровень обоснованности мероприятий, осуществляемых в целях совершенствования летательной техники, и в конечном счёте – повысить уровень обоснованности принятия решений при выборе стратегии развития транспортной системы в целом.
Представленная схема предпроектных исследований может рассматриваться как схема формирования бизнес-концепции нового ЛА. «Концепция» представляет собой комплекс основополагающих идей, принципов и правил, позволяющих определить факторы и условия, способствующие решению данной проблемы.
Основным элементом бизнес-концепции ЛА является его техническая концепция – совокупность технических решений и технологий, объединённых общей идеей. Удачное совмещение существующих и разрабатываемых технических решений и технологий должно обеспечить достижение максимальной привлекательности нового ЛА для потенциального покупателя. К технической концепции может быть отнесён и т. н. «облик»: внешний вид, геометрические, весовые и аэродинамические характеристики. При формировании бизнес-концепции нового ЛА его техническая концепция должна быть дополнена оценками ряда экономических характеристик, таких как коньюктура, цена, конкурентоспособность (доля рынка ЛА) и, в конечном счёте, инвестиционная привлекательность проекта. Техническая концепция ориентирована на покупателя, а бизнес-концепция – на инвестора.
Бизнес-концепция ЛА – это, прежде всего, идея и одновременно – задание для всех будущих проектных работ. Бизнес-концепция должна дать разностороннюю характеристику ЛА как товара. Организационная структура бизнеса при этом является вторичной. Разработка бизнес-концепции нового ЛА должна осуществляться на этапе предпроектных исследований. Бизнес-концепция перспективного ЛА должна содержать набор сведений о его потребительских свойствах и, как следствие, сведений о его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности проекта. Необходимы также оценки затрат на разработку новых технологий, подготовку производства и само производство. Эти оценки должны основываться на современных статистических данных о реальных затратах.