АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЁТОВ НА МАРС
© С.Н.Лозин, В.Ю.Юрьев, В.Г.Власенко, М.А.Махненко, Д.В.Морозов, Д.М.Федотов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2010 г.
В рамках исследований в настоящее время рассматриваются задачи перспективной пилотируемой космонавтики, в том числе пилотируемые полёты на Марс, а конкретно – экспедиции посещения Марса в начальной стадии пилотируемого исследования.
Наряду с выбором характеристик пилотируемых средств марсиан-ского экспедиционного комплекса важной является задача выбора состава и характеристик средств марсианской транспортной системы, обеспечи-вающей выведение и транспортировку пилотируемых аппаратов к Марсу и обратно.
Реализация пилотируемой экспедиции на Марс в обозримой пер-спективе будет осуществляться в соответствии с концепцией, предпола-гающей создание на околоземной орбите марсианского экспедиционного комплекса. Для перелёта к Марсу рассматривается использование в его составе двухрежимной ядерной энергодвигательной установки. Доставка на орбиту модулей этого комплекса, топлива и космонавтов осуществляет-ся с помощью средств выведения, которые являются составной частью марсианской транспортной системы. В качестве ракет-носителей для реа-лизации марсианских пилотируемых экспедиций рассматриваются частич-но многоразовые ракеты-носители (МРКН) и разработанные на их базе РН сверхтяжёлого класса.
Определяющей характеристикой РН является грузоподъёмность, которая определяет объёмы запусков, их стоимость и сроки сборки ком-плекса. Рассматриваются следующие варианты: МРКН грузоподъёмно-стью до 60 т, одноразовые РН с различной грузоподъёмностью в диапазоне 75-250 т.
В результате исследований получены предварительные рекоменда-ции по выбору грузоподъёмности РН для осуществления пилотируемых марсианских экспедиций.