АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ ПОСАДОЧНО-ВЗЛЁТНОГО МАРСИАНСКОГО КОРАБЛЯ
© А.А.Нестеренко, В.Ю.Юрьев, И.А.Соболев, Д.В.Морозов, Д.М.Федотов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2010 г.
В апреле 2007 г. ведущие национальные космические агентства, включая ASI (Италия), BNSC (Великобритания), CNES (Франция), CNSA (Китай), CSA (Канада), CSIRO (Австралия), DLR (Германия), ESA (Евро-пейский союз), ISRO (Индия), JAXA (Япония), KARI (Корея), NASA (США), НКАУ (Украина), Роскосмос (Россия), разработали «Глобальную стратегию исследований», в которой определили стратегические направ-ления космических исследований в долгосрочной перспективе и общий порядок взаимодействия в области космической деятельности. В этом до-кументе отмечается, что основной стратегической задачей космонавтики является расширение ареала обитания Человечества, сначала – на Луну и Марс, а затем, по мере накопления научного знания и технических воз-можностей, – на другие объекты Солнечной системы.
В ГКНПЦ им. М.В. Хруничева проводятся проектно-поисковые ис-следования и анализ реализуемости и эффективности транспортной кос-мической системы (ТКС) для осуществления пилотируемых экспедиций на Марс. В состав ТКС входят средства выведения и марсианский транспорт-ный космический комплекс (МТКК).
Посадочно-взлётный марсианский корабль (ПВМК) входит в состав МТКК и предназначен для обеспечения посадки экипажа на поверхность Марса и последующего возвращения его на МТКК, а также для обеспече-ния доставки полезных грузов и элементов марсианской напланетной ин-фраструктуры на поверхность Марса. Рассматриваются следующие моди-фикации ПВМК:
– пилотируемая – для доставки экипажа и полезных грузов на по-верхность Марса и последующего возвращения экипажа на МТКК;
– грузовая – для доставки элементов марсианской напланетной ин-фраструктуры на поверхность Марса.
ПВМК состоит из посадочной ступени с шасси, жилого модуля, взлётной ступени и сбрасываемого аэродинамического щита. В грузовой модификации предусмотрена возможность замены жилого модуля грузо-вым. Длительность пребывания пилотируемого ПВМК на поверхности Марса составляет от 30 до 500 суток.
В работе проведены исследования технического облика ПВМК. Раз-работаны предложения по составу и основным характеристикам ПВМК. Разработаны модели для определения массовых, геометрических и энерге-тических характеристик ПВМК. Проведен анализ проектных характери-стик вариантов ПВМК.