АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НАУКОЕМКИХ ПРОГРАММ
© С.В.Володин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2010 г.
Стратегическое управление проектами и программами любого предприятия наукоемкой отрасли имеет особенности, связанные с нестабильностью внешней среды (макроокружения) и инертностью внутренней среды предприятия. Даже на относительно конкурентных рынках, что для наукоемких отраслей само по себе является редким явлением, существует временной лаг подстройки предложения к спросу. Исследование методологии управления в подобных условиях на примерах авиационной и космической отраслей с учетом сходств и различий в их положении, имеющих место в условиях нашей страны, является весьма актуальным.
Институциональный анализ основных факторов, влияющих на развитие наукоемких программ, показывает сложные взаимосвязи корпоративных отношений с факторами внешней и внутренней среды организации, определяющей свою стратегию в условиях рыночной экономики.
Трансформация рыночных отношений определяется современными моделями корпоративных структур и системными проблемами отраслей. Анализ факторов макро- и микроокружения позволяет выявить основные тенденции и позиции заинтересованных сторон, а в дальнейшем согласовать их интересы. При этом внутренняя среда организаций наукоемкой сферы (ресурсы и активы, включая интеллектуальный капитал) должна служить источником устойчивого конкурентного преимущества в высокотехнологичных отраслях.
Управление проектами стратегических изменений начинается с идентификации и оценки фактически действующих стратегий. На последующих этапах выбираются и обосновываются их перспективные варианты.
Реализация стратегических изменений на начальной стадии включает управление организационной культурой в сочетании со структурными трансформациями. Культурные изменения являются значительно менее формализуемыми и приживаются с большим трудом, чем структурные, однако опыт показывает необходимость и возможность их осуществления, по крайней мере, в долгосрочном периоде. В процессе реализации выбранной стратегии производится планирование и распределение ресурсов и управление ими в условиях реальной экономики.
Инновационный аспект развития наукоемких программ и проектов включает учет особенностей жизненного цикла отрасли, подотраслей, предприятий и их продукции, место проект-менеджмента в управлении стратегическими изменениями. Выделяются категории проектного управления, связанные со спецификой коммерческих программ и проектов, а также исследовательских и инвестиционных проектов.
Для анализа взаимосвязей внешней и внутренней среды наукоемких программ используется ряд моделей стратегического процесса. В результате проведенного отраслевого анализа и на конкретных примерах достигнуто следующее:
– выявлены ключевые факторы успеха в осуществлении наукоемких программ;
– проранжированы стратегически значимые классы активов наукоемких предприятий и организаций;
– показаны предпосылки долгосрочного развития наукоемкой отрасли;
– обоснованы критерии выбора целесообразных направлений государственной поддержки развития ключевых активов и компетентностей;
– сформулированы задачи восстановления и развития человеческих ресурсов.
Результаты анализа взаимосвязей внешней и внутренней среды являются входной информацией для стратегического планирования и выбора подходов к осуществлению наукоемких программ.