БЕССМЕРТИЕ КАК «ПРЕБЫВАНИЕ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ВЫСШЕЙ МАТЕРИИ» (К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ)
© В.Е.Ермолаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.
На юного Циолковского, несомненно, оказало влияние знакомство с замечательным мыслителем, автором своеобразного понимания бессмертия как общего дела «воскресения отцов» Н.Ф. Фёдоровым. Позже, в зрелые годы, идея бессмертия вошла в круг философских размышлений К.Э. Циолковского, потому что их также вдохновляла любовь к людям, и главной целью было стремление помочь избавиться от зла и страданий. Гениальный учёный-самоучка стремился прочно обосновать свой гуманизм достижениями науки, пусть некоторые революционные прорывы остались вне сферы его понимания (сошлёмся на доклад В.В. Казютинского). Однако пафос его космической философии далеко превосходит возможности даже современной науки, а тем более, науки его времени.
Мне кажется, что идея атомов-духов имеет два источника, представляя собой попытку обоснования бессмертия с помощью преобразованного с этой целью представления о конечных неделимых частицах материи конца ХIХ века. Циолковский в этот период пытается понять жизнь и сознание как более или менее удачные композиции атомов-духов, которые, распадаясь с физической смертью человека или животного, попадают в другие композиции, воспринимающие свою жизнь только в удачных сочетаниях (поскольку пребывание в неживых формах неощутимо), а в самых совершенных - избавленные от страданий. Такова жизнь основных обитателей и истинных хозяев космоса. Поэтому и люди на Земле должны искать путь к совершенству, избавляться от зла и, по возможности, прекращать страдания низших чувствующих, но неизбежно несчастных видов. Эти идеи, выраженные Константином Эдуардовичем с неподдельным воодушевлением и прямо обещающие избавление от страха смерти, тем не менее, как-то не акцентировали предполагаемый здесь отказ от личного бессмертия. Здесь также и не затрагивался вопрос, обладают ли личным бессмертием совершенные существа.
Но творец космонавтики всё же в некоторых работах мечтательно рисовал себе возможность физического изменения земного человека для жизни в космосе (непосредственное усвоение солнечной энергии) и её продления, может быть – до бессмертия. В этих идеях, как можно осторожно предположить, есть отблески религиозной идеи преображённого человечества, вовсе не неожиданной у русского гения, склоняющегося перед Христом как Великим учителем.
Уже позже, в 1928 году, в заметке «К каким новым выводам я пришёл» Циолковский идёт дальше по пути преображённой посюсторонней жизни, утверждая сохранение у совершенных сынов космоса памяти и мысли, а это можно понять как личное бессмертие. «Вселенная битком набита совершенными существами. Планет, подобных Земле, немного. Они ещё в младенческом состоянии. Жизнь большинства существ совершенна, благодаря развитию разума. Он же показал им, что пребывание в неорганической материи незаметно, не идёт в счёт, его как бы нет, а есть только пребывание в органической высшей материи. Оно заметно и сопровождается памятью, мыслью и радостью (курсив мой – В.Е.). Бесчисленное множество воплощений каждого атома сливаются в одну непрерывную и счастливую жизнь».
И всё же в размышлениях о бессмертии ясно сказываются колебания в позиции учёного-гуманиста и искреннего, хотя и очень своеобразного внеконфессионального христианина. Идея личного бессмертия, бесспорно, принимается К.Э. Циолковским в его религиозных размышлениях, в предположении, что там, за гробом, нас может ждать чудесная жизнь, в сомнениях, что грешников ждёт вечное наказание, потому что это несовместимо с милосердием и любовью Бога, в признании действенности молитвы, наконец, и прежде всего, в стремлении донести до своих современников истинный смысл великого христианского учения.