CПОСОБЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ У КОСМОНАВТОВ ТРЕБУЕМЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
© Т.А.Копа
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2010 г.
В настоящее время техническая подготовка космонавтов представляет собой совокупность дисциплин по отдельным бортовым системам (БС). В процессе освоения этих дисциплин космонавт приобретает необходимые знания, навыки и умения по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БС. Однако в реальном космическом полете БС и оборудование функционируют в аппаратном и функциональном единстве.
В этой связи возникают новые требования к уровню профессиональной подготовленности космонавта, поскольку не представляется возможным эксплуатировать функционально взаимосвязанный комплекс БС, используя только знания и навыки эксплуатации отдельных систем.
Существует «традиционный» до настоящего времени реализуемый в ЦПК способ подготовки – повторение выполнения космонавтом учебных заданий до формирования требуемых знаний и навыков. Очевидно, что такой способ не может быть оптимальным, если учитывать реально существующее число полетных режимов и ситуаций.
Предлагаемый подход – интегрировать усилия специалистов по отдельным БС и инструкторов экипажа в определении, формировании и поддержании на требуемом уровне интегральных знаний и навыков космонавта. Основанием для интеграции деятельности преподавателей и инструкторов, при всем различии БС по их назначению и устройству, являются:
– одинаковые функции, возлагаемые на экипаж (контроль функционального состояния, поддержка управления, техническое обслуживание; работы, связанные с дальнейшим развертыванием Международной космической станции – интерфейсы с другими БС, другими модулями и даже сегментами);
– одинаковые средства отображения информации и органы ручного управления (особенно после компьютеризации пилотируемых космических аппаратов).
Организация процесса подготовки (с учетом существующей этапности и последовательности изучения космонавтом дисциплин) заключается в реализации следующих мероприятий:
– определение степени формирования интегральных качеств. Необходимо определить насколько часто и глубоко при изучении каждой отдельной дисциплины возникают условия обращения к интегральным навыкам;
– планирование процесса подготовки как непрерывное, единое формирование требуемых интегральных знаний и навыков;
– организация контроля процесса подготовки космонавтов (в том числе, взаимного контроля, отзывов космонавтов);
– по результатам контроля корректировка как отдельных дисциплин, так и всего процесса как единого целого.
Усилия автора направлены на поиск существующих и разработку оригинальных способов и средств формирования у космонавтов требуемых личностных и профессиональных знаний и навыков. При этом преследуется цель определения обобщенных подходов, которые целесообразно использовать и в подготовке специалистов других специальностей, и в обучении в целом.