ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.
На современном этапе развития системы дополнительного образования инновационная деятельность является одним из условий ее успешного функционирования и развития. В результате инновационно-экспериментальной деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования (МОУ ДОД «ДЮЦКО) «Галактика» города Калуги разработан пакет образовательных программ по ведущему направлению деятельности – космическому образованию (образовательная программа для детей дошкольного возраста «Космознайка», программа для младших школьников «Наш дом – Вселенная», программа для детей 10-15 лет «Астрономия» и программа для старшеклассников «Дистанционное зондирование Земли»).
Программа «Космознайка» рассчитана на детей дошкольного возраста и предоставляет возможность первичного накопления знаний о Вселенной, из области космонавтики. Освоение программы активизирует образное мышление ребенка, воображение, творческие способности, развивает коммуникативные способности. Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительным этапом к освоению программы «Наш дом – Вселенная».
Образовательная программа «Наш дом – Вселенная» рассчитана на 4 года обучения, учебные группы комплектуются из учащихся первых классов. Освоение программы обучающимися позволит в образовательном плане познакомиться с многообразием Вселенной, получить сведения об известных ученых, астрономах и космонавтах. Поскольку программа является интегративной, проектно-созидательной, деятельностной и личностно-ориентированной, она заключает в себе спектр развивающих возможностей для личностного роста обучающихся.
Следующей ступенью дополнительного образования по космическому направлению в рамках инновационной деятельности МОУ ДОД «ДЮЦКО «Галактика» является освоение обучающимися программ «Астрономия» и «Дистанционное зондирование Земли».
В структуре образовательных программ космической направленности предусмотрено использование следующих видов занятий: экскурсионные, дискуссионные, теоретические, практические, творческие, что обеспечивает возможность для актуализации теоретического и практического мышления, развития логических операций обучающихся. Кроме этого, программами предусмотрена возможность интегрирования разных видов занятий. Итогом организации интегрированных занятий является создание обучающимися проектов космической тематики разной степени сложности в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Осваивая программы «Космознайка», «Наш дом – Вселенная», «Астрономия», дети учатся формулировать свое видение картины мира, приобретают опыт построения разнообразных моделей и схем, что актуализирует абстрактное мышление ребенка, развивает математические и творческие способности.
Весомым развивающим эффектом подобных программ является активизация коммуникативной культуры, ораторских и исследовательских способностей обучающихся в итоге накопления первичного опыта ведения дискуссий на научные темы, подготовки групповых и индивидуальных исследовательских учебных проектов и их защиты на базе школ или на городских конференциях школьников.
Итогом инновационной деятельности МОУ ДОД «ДЮЦКО «Галактика» по космическому направлению является активное участие обучающихся в конференциях разного уровня. Учащиеся выполняют творческие работы в следующих областях науки и техники: космонавтика, ракетно-космическая техника, космическая биология и медицина, психология и космос, философия космизма. Они участвуют в научных конференциях городского (памяти К.Э. Циолковского), областного (памяти А.Л. Чижевского) и Всероссийского уровней, которые проводятся не только в Калуге, но и в Москве, Королеве, Гагарине, Нижнем Новгороде, Звездном городке.
Как результат работы детей по программам - семь детей удостаивались стипендии К.Э. Циолковского, одиннадцать - учатся на аэрокосмическом факультете МАИ.