ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЦЕНЫ ОДНОГО СТВОЛА СВЯЗИ КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ЯМАЛ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЦЕНЫ ОДНОГО СТВОЛА СВЯЗИ КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ЯМАЛ»

© Е.К.Колецкая, Е.П.Прохорова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2010 г.

История создания системы спутниковой связи и вещания «Ямал» берет начало в ноябре 1992 г., когда было основано ОАО «Газком» с целью организовать спутниковую связь на северных газовых месторождениях. За время, прошедшее с момента своего создания, система «Ямал» превратилась из небольшой сети на арендованной емкости устаревших российских спутников связи «Горизонт» в полномасштабную самодостаточную систему связи и вещания. Эта система состоит из трех спутников нового поколения («Ямал-100», «Ямал-201» и «Ямал-202») и развитого земного сегмента (три телепорта, центр цифрового спутникового телевидения, крупная сеть земных станций в регионах России).

Газком, начинавший свою деятельность как оператор корпоративной спутниковой сети Газпрома, стал международным оператором, предоставляющим емкость и услуги системы «Ямал» не только в России, но и на значительной части Восточного полушария. При этом клиентами спутникового ресурса являются компании различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а именно, российские и зарубежные государственные структуры, корпоративные и коммерческие провайдеры телекоммуникационных услуг, телевизионные компании.

Устаревание существующей спутниковой группировки требует появления более нового, усовершенствованного и конкурентоспособного аппарата, который обеспечит выход на новый технический и экономический уровень, а также создаст условия для внедрения новых телекоммуникационных технологий и услуг.

Эксплуатация нового спутника обуславливает необходимость определения цены услуги по предоставлению частотно-энергетического ресурса, а именно, аренды одного ствола связи.

В докладе представлен методический аппарат формирования оптимальной цены аренды одного ствола связи, позволяющий определить основные затраты на создание и эксплуатацию системы, а именно, ее себестоимости.

Предложенный методический аппарат позволяет оценить размер получаемой прибыли и окупаемость затрат. А оценка коммерческого эффекта и эффективности проекта позволяет говорить о его привлекательности не только на российском рынке, но и за рубежом.