ХХI ВЕК - ВЕК ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО КОСМОСА: ЗА И ПРОТИВ
© В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2010 г.
Космическая эра XX века не ставила остро проблем эксплуатации космических систем.
Да, жалко терять из-за незначительных неполадок космический телескоп на третьем месяце эксплуатации из-за невозможности подойти к нему или спустить его на Землю для ремонта и обслуживания.
В многоспутниковой информационной системе для постоянного совместного функционирования с наземными информационными системами в первую очередь стоит проблема сопряжения с наземными стационарными и подвижными системами связи, особенно по срокам существования и модернизации космических аппаратов.
Совместная работа с «Землей» накладывает условие абсолютной ответственности за своевременное предоставление космических ресурсов при согласованной программе развития, не останавливая систему. Согласованное функционирование космических и наземных телекоммуникационных систем коренным образом изменит жизнь космоса. Вместо набора одноразовых разного типа космических аппаратов (КА), запускаемых на смену отказавшим или выработавшим ресурс, космические системы превращаются в постоянно действующие и эволюционно-развивающиеся непрерывно функционирующие неостанавливаемые системы. Это — новый принцип построения и применения космических эксплуатируемых систем. При этом обслуживание может быть двух видов: обслуживание на орбите как в случае с орбитальными станциями; способом съема с орбиты и возвращением в наземные условия для осуществления регламентных и ремонтных работ.
И в том, и в другом случае должна быть решена задача выведения и возврата КА на Землю, а это уже проблема создания авиационно-космической системы (АКС) с горизонтальным стартом и посадкой. Создание АКС кардинально изменит облик космических систем XXI века. Однако, есть возражения, в основе которых стоят инерция сложившихся направлений развития ракетно-космической техники и опасения трудностей решения новых проблем и ожидаемых затрат.
Чем раньше будут поставлены проблемы эксплуатации в космических системах, тем дешевле это обойдется космонавтике — в противном случае затраты на «отставание» могут превзойти «порог целесообразности» даже постановки проблемы на повестку дня.