ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ
© Е.И.Козлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.
К.Э. Циолковского по праву считают ученым, опередившим свое время. Во многом благодаря научному творчеству основоположника теоретической космонавтики человечество вступило в новую эру – космическую.
Однако Циолковский был не только ученым, но и прекрасным педагогом. Он считал, что школа должна давать полезные знания, которые пригодятся в жизни. Доказывая ученикам полезность изучаемого предмета, он старался преподнести этот предмет более интересно, часто используя научные знания и новые открытия.
Данный подход в преподавании не утратил своей значимости и сегодня, в связи с бурным развитием научно технического прогресса, наукоемких технологий в различных областях экономики. Современная школа пересматривает методы и приемы, используемые в образовательном процессе, так как она должна стремиться не только выпустить из своих стен образованную личность, но и предоставить условия для формирования у учащегося активной жизненной позиции и осознанного выбора своей будущей профессии. Циолковский даже не предполагал, что благодаря его трудам в ХХI веке в образовательном процессе можно будет использовать спутниковые технологии, например, дистанционное зондирование Земли из космоса в режиме реального времени, спутниковая навигация, которые содержат все элементы и принципы, необходимые для решения учебных задач и задач воспитания.
Важнейшей принципиальной особенностью, присущей спутниковым технологиям, является яркая наглядная форма. У школьников появляется возможность самостоятельно или с помощью учителя участвовать в процессе получения новых знаний, формировать гипотезы, проверять их достоверность. Такие новшества выводят образовательный процесс на новый качественный уровень. У большинства учеников спутниковые технологии вызывают повышенный интерес.
Современные спутниковые технологии видоизменяют традиционные формы обучения, позволяют более эффективно использовать педагогические методы в образовательном процессе, дополняя традиционные источники информации новыми возможностями, привносят в образовательный процесс элементы интерактивности.
В ходе проведения уроков с использованием программно-технического комплекса «Космос-М2» и навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS в Кировском лицее повышается мотивация и наглядность преподносимых на уроке материалов, обеспечивается интерактивная и рефлексивная деятельность учащихся. Обсуждения на уроке становятся более привязанными к жизни. Решаются проблемы профориентации учащихся. Реализуются умения по сбору и обработке статистической информации на основе снимков. Дети учатся наблюдательности, умению строить предположения и делать аргументированные выводы.
Процесс сканирования земной поверхности наглядно показывает преобразование одного вида информации (звукового) в другой (графический), демонстрирует практически все информационные процессы: получение, хранение, обработку и передачу информации. Широкие возможности дает сканирование земной поверхности и преобразование полученных снимков для организации проектной деятельности учащихся, проведении виртуальных экскурсий. Навигационная спутниковая система решает вопросы ориентации на местности, прокладывания маршрутов.
Все новое настораживает, пугает трудностями, но также увлекает, интригует и, главное, решает основную задачу - вызвать у школьников познавательный интерес, пробудить тягу к познанию неизведанного, повысить свою самооценку и значимость, а учителю - быть в вечном развитии.