ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАСЛЕДИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Р.Н.Маликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.
Исследования российской ментальности свидетельствуют, что сегодня на первый план выходят нравственные ценности. Моральное сознание стало ведущей детерминантой, действительность которой проявляется в сознании людей.
В условиях, когда, казалось бы, столь многие ценности обесценились и утратили прежде присущую им полярность добра и зла, правомерно обратиться к наследию К.Э. Циолковского, к текстам его работ философско-этической направленности. Сегодня эти работы представляют культурно-историческое наследие. Интерпретировать их можно не только в процедурах герменевтики, но и в процедурах логики. Они обеспечивают преемственность, адекватность при передаче знаний из одной культуры в другую, от автора к читателю.
Следуя субъективной парадигме, концепции субъекта, разработанной С.Л. Рубинштейном и развиваемой его учениками, теории психологического как процесса, мышления как процесса (А.В. Брушлинский), теории социальных представлений (С. Московичи и П.К. Фейербенда), под интерпретированием мы понимаем процесс выработки субъектом отношений ко всей действительности, в контексте которой формируются мнения, установки, убеждения по отношению к текстам как к идеальному явлению культуры, методологии науки как к идеальной теоретической действительности.
1. Объект интерпретирования – реальное событие, встреча с культурно-историческим наследием Циолковского, являющимся представителем русских космистов.
Поиски духовных ориентиров, моральных установок преломляются в текстах работ Циолковского по этической проблематике. Текст строится по законам языка и обладает замыслом, предметным содержанием, завершенностью, смыслом (а не просто значением). По выражению М.М. Бахтина, в языке есть особое явление – «связанный языковой комплекс».
Смысл и значение не противопоставляются в гуманитарных науках. Конкретные высказывания Циолковского из работ «Горе и гений», «Свойства человека» о счастье и нравственных ценностях помогают понять этические воззрения ученого. Постижение смысла, по мнению В. Дильтея, требует «вживания» в текст.
2. Объект интерпретации – методология науки как идеальная теоретическая действительность, которая имеет дело с интерпретацией знаний. Методологические подходы, авторские концепции никогда не сводятся к содержанию текста. Так, С.Н. Касаткина, рассматривая этику К.Э. Циолковского с позиции учения о ценностях, отмечает, что нравственные ценности требуют дополнительного изучения.
3. Этику Циолковского можно интерпретировать как конкретно исторический феномен с точки зрения воздействий эпохи, социума и личностных особенностей мыслителя. Этическая рефлексия дает возможность понимания морали на основе главных направлений – натуралистического (близкого к материализму), идеалистического. Как известно, Циолковский называл себя материалистом, а, следовательно, его этику правомерно отнести к натуралистическому направлению. Мораль и высшие нравственные ценности объясняются, исходя из природы человека. Вместе с тем ученый обращается к проблеме добра и зла, ибо «запрещено все то, что ведет ко злу». По его мнению, этическое учение нельзя вывести из позитивизма. Вероятно, можно говорить о преемственности и значении отечественных нравственных традиций в философско-этических взглядах ученого: обращение к добру, его противопоставление злу; себялюбие, истинный смысл которого «суть заблуждения».