ИСПЫТАНИЯ КОМПЛЕКСА ПРИВЯЗНОГО АЭРОСТАТА «ГЕПАРД»

ИСПЫТАНИЯ КОМПЛЕКСА ПРИВЯЗНОГО АЭРОСТАТА «ГЕПАРД»

© П.А.Пономарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2010 г.

Как и планировалось ранее, в конце 2009 г. ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» совместно с предприятиями-соисполнителями и при участии специалистов Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ провело предварительные испытания комплекса привязного аэростата «Гепард» на полигоне Воздухоплавательного испытательного центра.

Многофункциональный комплекс привязного аэростата «Гепард» предназначен для обеспечения работы различной полезной нагрузки массой 150…300 кг на рабочих высотах до 1500 м в широком диапазоне погодных условий при скорости ветра до 25 м/с. В состав рассматриваемого варианта комплекса входят следующие основные составляющие: привязной аэростат; мобильное удерживающее аэростатное устройство, имеющее флюгирующую платформу; синтетический канат-кабель, предназначенный как для удержания аэростата на высоте, так и передачи на борт электроэнергии мощностью 3 кВт; электрическая аэростатная лебедка; система электроснабжения привязного аэростата, преобразующая трехфазное напряжение 380 В переменного тока в 1000 В постоянного тока.

Раскройный объем оболочки аэростата равен 1200 м3, максимальный объем баллонета составляет 40% от раскройного объема оболочки. Аэростат снабжен автоматической системой поддержания избыточного давления, использующей электровентиляторы для наполнения баллонета воздухом.

На удерживающем устройстве аэростат закреплен с помощью такелажа механизации, при этом кормовые стропы притягивают оболочку к пневматическим опорам. При подъеме на рабочую высоту вначале включаются лебедки механизации, носовой конус выходит из причального замка, аэростат поднимается на трех стропах механизации. Далее аэростат переводится на канат-кабель, и в работу включается аэростатная лебедка. После выхода на рабочую высоту и включения электропитания, электрический ток через внутренние токопроводящие жилы канат-кабеля и бортовой преобразователь, понижающий высокое напряжение до 27 В постоянного тока, подается на бортовое оборудование и полезную нагрузку. Во время подъема-спуска оборудование и полезная нагрузка запитываются от аккумулятора.

Испытания проводились при температурах от -4С до -28С и скорости ветра на рабочей высоте до 18 м/с. В ходе испытаний часто отмечалась низкая облачность и выпадение значительных осадков в виде снега. Было установлено, что на протяжении 15 суток непрерывной эксплуатации без подполнения газом аэростат может осуществлять неоднократные подъемы на высоту 800 м и безопасные спуски с этой высоты габаритно-массового макета массой 205 кг, что соответствует требованиям технического задания. Также обеспечивается возможность длительной стоянки на рабочей высоте.

При всех подъемах аэростат устойчиво набирал высоту и оставался стабильным при любых значениях скорости ветра, при нахождении на рабочей высоте параметры сноса и балансировочные характеристики соответствовали расчетным. Автоматическая система поддержания избыточного давления работала в штатном режиме.

Таким образом, в ходе испытаний были подтверждены заявленные эксплуатационные характеристики привязного аэростата и других составных частей комплекса, отработаны технические мероприятия по удалению снега с поверхности аэростата.