ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕЛЬНОСВАРНОЙ МОДЕЛИ ОБОЛОЧКИ ДИРИЖАБЛЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО (1935) ПРИ ОТДЕЛКЕ СТАНЦИИ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА «ПЛОЩАДЬ МАЯКОВСКОГО»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕЛЬНОСВАРНОЙ МОДЕЛИ ОБОЛОЧКИ ДИРИЖАБЛЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО (1935) ПРИ ОТДЕЛКЕ СТАНЦИИ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА «ПЛОЩАДЬ МАЯКОВСКОГО»

© В.Ю.Панов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2010 г.

В 1935 г. в опытно-конструкторском бюро по разработке и строи-тельству дирижаблей конструкции К.Э. Циолковского (КБ 3) в научно-исследовательском комбинате по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей «Дирижаблестрой» была построена 45-ти метровая модель объемом более 1000 м3. Работами по созданию этой модели - прообраза цельнометаллического воздушного корабля системы Циолковского - руко-водил молодой инженер В.А. Джапаридзе. Ее испытания продолжались до 1938 г., когда после серии катастроф дирижаблей, крупнейшей из которых был взрыв дирижабля «СССР-В-6» при спасении папанинцев, все работы на комбинате «Дирижаблестрой» по указанию И.В. Сталина были закон-сервированы. Однако были и практические результаты работ по созданию цельнометаллических моделей оболочки дирижабля Циолковского. Опыт прокатки и обработки нержавеющей стали, накопленный в КБ 3, а также разработанная в нем технология сварки тонких листов профилированной нержавеющей стали, пригодились при отделке станции Московского мет-рополитена «Площадь Маяковского», которая по замыслу архитектора представляет из себя цельнометаллическую конструкцию. Отделка прово-дилась в 1937-1938 гг. под началом В.А. Джапаридзе, который совмещал должность начальника этих работ с руководством КБ 3.

Металлические нержавеющие арки станции – это ребра жесткости, шпангоуты от дирижабля по проекту Циолковского. И сегодня, более се-мидесяти лет спустя после строительства станции, они восхищают людей.