ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕЛЬНОСВАРНОЙ МОДЕЛИ ОБОЛОЧКИ ДИРИЖАБЛЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО (1935) ПРИ ОТДЕЛКЕ СТАНЦИИ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА «ПЛОЩАДЬ МАЯКОВСКОГО»
© В.Ю.Панов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2010 г.
В 1935 г. в опытно-конструкторском бюро по разработке и строи-тельству дирижаблей конструкции К.Э. Циолковского (КБ 3) в научно-исследовательском комбинате по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей «Дирижаблестрой» была построена 45-ти метровая модель объемом более 1000 м3. Работами по созданию этой модели - прообраза цельнометаллического воздушного корабля системы Циолковского - руко-водил молодой инженер В.А. Джапаридзе. Ее испытания продолжались до 1938 г., когда после серии катастроф дирижаблей, крупнейшей из которых был взрыв дирижабля «СССР-В-6» при спасении папанинцев, все работы на комбинате «Дирижаблестрой» по указанию И.В. Сталина были закон-сервированы. Однако были и практические результаты работ по созданию цельнометаллических моделей оболочки дирижабля Циолковского. Опыт прокатки и обработки нержавеющей стали, накопленный в КБ 3, а также разработанная в нем технология сварки тонких листов профилированной нержавеющей стали, пригодились при отделке станции Московского мет-рополитена «Площадь Маяковского», которая по замыслу архитектора представляет из себя цельнометаллическую конструкцию. Отделка прово-дилась в 1937-1938 гг. под началом В.А. Джапаридзе, который совмещал должность начальника этих работ с руководством КБ 3.
Металлические нержавеющие арки станции – это ребра жесткости, шпангоуты от дирижабля по проекту Циолковского. И сегодня, более се-мидесяти лет спустя после строительства станции, они восхищают людей.