К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ИДЕЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА: УТОПИЗМ ИЛИ РЕАЛИЗМ?

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ИДЕЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА: УТОПИЗМ ИЛИ РЕАЛИЗМ?

© И.В.Гордеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Экономика современных высокоразвитых стран Запада и Востока – это экономика общества, основанного на знаниях, высоком интеллектуальном потенциале и наукоемких отраслях промышленности. Все это порождает спрос на знания, а формирование «класса интеллектуалов» стимулирует развитие системы высшего образования, ибо уровень интеллектуального развития начинает непосредственно определять материальное благосостояние человека.

Нельзя не вспомнить высказывание В.И. Вернадского о приоритетной роли научной мысли в преобразовании биосферы в ноосферное состояние, о невиданном ранее возрастании значения наук в жизни всего человечества и мысль К.Э. Циолковского о грядущей реорганизации Земли в интересах свободно мыслящего объединенного человечества. Техносфера становится одновременно символом и воплощением прогресса. Казалось бы, сбывается мечта сциентистов и современной науке по силам осуществить ранее не разрешимую философией и религией задачу: сделать всех людей счастливыми. Но так ли это?

Согласно данным социологического исследования, проведенного в странах Европы, 63,2% опрошенных полагают, что наука несет опасные знания. Таким образом, из воплощения надежд на всеобщее счастье научно-технический прогресс превратился в «пугало» современного постиндустриального общества. В подобной ситуации становятся привычными всевозможные апокалипсические сценарии и прогнозы развития человечества. Чаще всего катастрофические сценарии связывают с возможностью применения оружия массового поражения; с полной модификацией природы человека и превращения последнего в некоего киборга; с экологическим кризисом цивилизации. В любом случае в происходящем обвиняют науку, которая, снабдив человечество средствами к самоуничтожению, не смогла обеспечить его духовный прогресс и, кроме того, не в состоянии представить какие-либо точные прогнозы на будущее.

Имя Циолковского традиционно ассоциируется с преклонением перед идеями научно-технического прогресса, нацеленного на глобальное переустройство всей земной биосферы и постепенный переход к освоению космического пространства. Поскольку Землю можно рассматривать лишь как временное место пребывания человечества, некую стартовую площадку, то ее деградация и разрушение не может оцениваться как трагическое событие. Подобную интерпретацию идей выдающегося мыслителя в последнее время нередко можно встретить в научно-популярных статьях, где Циолковского упрекают в техногенном утопизме, в чрезмерно восторженном отношении к науке, в недооценке реальных особенностей человеческого мышления и потребностей, возрастающих в геометрической прогрессии.

Объективное исследование творчества ученого убедительно показывает безосновательность подобных упреков. Так, по словам А.Л. Чижевского, Константин Эдуардович прекрасно осознавал, что на пути прогрессивного развития человечества встретится немало препятствий, главное из которых – уровень общественного сознания. Технический прогресс, не сопровождающийся прогрессом нравственным, чрезвычайно опасен, так как в руках людей может оказаться оружие разрушительной силы, способное уничтожить все живое и взорвать земной шар. Именно такую опасность видел Циолковский в только начинающихся исследованиях в области атомной физики. Далеко не все из космических цивилизаций могут справиться с порожденной ими мощью оружия и издержками научно-технического прогресса, некоторые неизбежно уходят в небытие, не оправдав надежд. Разделит ли население Земли их участь или сумеет найти выход из сложившегося тупика – целиком зависит от возможностей человеческого разума и нравственного императива.