К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И С.Н. БУЛГАКОВ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИДЕИ

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И С.Н. БУЛГАКОВ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИДЕИ

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

К.Э. Циолковский (1857-1935) и С.Н. Булгаков (1871-1944) не были знакомы, находились на разных мировоззренческих платформах. Циолковский – универсалист и по характеру самообразования, и по способу восприятия действительности, и по методологии подхода к её преобразованию. Булгаков – профессиональный православный священник, перу которого принадлежат такие статьи и книги, как «Свет невечерний», «Тихие думы», «Икона и иконопочитание», «О богочеловечестве», «Софиология смерти» и мн. др.

Ранее отмечалось, что К.Э. Циолковский, обращаясь к религиозной проблематике, никогда не упоминал труды и имена выдающихся представителей русской религиозной философии. Тем не менее, являясь представителями разных течений русского космизма, эти выдающиеся люди высказывали столь схожие мысли о судьбе человека и человечества, что возник материал для компаративного анализа целого ряда их идей. Разные базовые платформы не стали препятствием для выработки общих взглядов относительно таких аспектов существования общества, как деятельность социальных институтов и политических партий, как способы демократизации экономики и роль коллективного творчества масс; как общие вопросы культуры и проблема конца истории.

В докладе проведен компаративный анализ основных подходов и идей двух авторов, свидетельствующих об интегральной составляющей их планов преобразования общества.

Новое базируется на неудовлетворенности старым, наличным и довлеющим над умами. Поэтому общее в позициях Циолковского и Булгакова начинается с критики мировоззренческой платформы и исторической роли православной религии, которая решает относительно узкие задачи по сравнению с истинной ролью религиозной компоненты в социальном строительстве. Циолковский считал, что космическая философия, в том числе и теория нового общества, должна базироваться на заповедях Христа и Будды. Булгаков также утверждал, что христианская политика необходимым образом должна стать прямым осуществлением в обществе христианских заповедей. Он настаивал на преобразовании христианства в непосредственную социальную политику, непосредственное политическое и экономическое действие. Оба мыслителя подвергли беспощадной критике образ существования и действия русского православия – Циолковский с целью перехода к универсальной религии, Булгаков с целью изменения, расширения функций православия.

Оба отрицали жесткую властную вертикаль и такую ее форму как самодержавие. Находясь в поисках демократических начал общественного устройства, и Циолковский, и Булгаков обосновывали возможность и необходимость перехода к союзу самоуправляющихся общин, или федеративному союзу демократических республик – своего рода всемирным Соединенным Штатам со всеми вытекающими правами человека. Булгаков высказал эту мысль в книге «Христианский социализм», Циолковский – в статье «Идеальный строй жизни». Права человека артикулируются обоими мыслителями в формате общеизвестных социалистических или коммунистических начал.

Оба отмечали, что важнейшие формы функционирования общества – политика, экономика, право и даже культура – не могут быть самодостаточными ценностями. Они играют служебную роль для формирования общества в качестве единого духовного организма. Экономика, политика, право – средства и способы духовной эволюции. Поэтому закономерно постепенное замещение внешнего механического объединения людей с помощью силы закона и формальной организованности внутренним мистическим объединением. Замещение внешних, принудительных, механических, неполных и непрочных способов единения внутренними, добровольными, религиозными, общечеловеческими. У Циолковского такой базой становятся следующие качества людей: интравертность, кротость, дружелюбие, отсутствие страха смерти, уверенность в доступе к неограниченным ресурсам космоса. У Булгакова – христианская общечеловеческая любовь как мистическая связь между человеком и человеком, человечеством и Богом.

Оба мыслителя постулировали бесконечное развитие человечества, то есть отсутствие конца истории. У Циолковского это выход в космическое пространство, обретение обществом космического масштаба жизни, деятельности, преобразований окружающего мира и установление параллелизма между самообновляемым бытием космоса и самообновляемой жизнью общества. У Булгакова это усовершенствование человека и человечества без определения окончательного земного идеала, осуществление которого лежит за пределами земного существования и земного мироустройства. Стимулом безостановочного прогресса для одного становится космическая философия, для другого – обновленное христианство.

Методологией подобных преобразований является интегральная идея: преодоление границ между религиозным мировоззрением и внерелигиозной социальной деятельностью; между христианством и политикой; религиозным знанием и наукой; между высокими нравственными идеалами и общей культурой человечества; между признанием христианских заповедей и их претворением в жизнь.

Труды С.Н. Булгакова «Христианский социализм» и «Философия хозяйства» можно изучать как продолжение статей К.Э. Циолковского «Идеальный строй жизни», «Миражи будущего общественного устройства», «Общественный строй», «Права и обязанности человека».