К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ВЗГЛЯД ИЗ КОСМОСА
© И.Б.Стоян
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.
Научное наследие К.Э. Циолковского, его жизнь и педагогическое творчество интересуют не только деятелей в области науки и ракетно-космической техники, но и простых обывателей. Поэтому многие туристические маршруты в Калуге – это маршруты следования по местам Циолковского.
Зная о том, что за рубежом туристу, желающему совершить экскурсию без экскурсовода, предлагают мобильный телефон со встроенным модулем навигации, у преподавателей лицея № 36 города Калуги возникла идея создания тематических экскурсий по историческим местам и музеям города для учеников лицея и туристов с помощью спутниковой навигации. На занятиях объединения «Спутниковые технологии» при Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» используется малогабаритный аппаратно-программный комплекс приема спутниковых изображений Земли «Космос-М2» и ГЛОНАСС/GPS-навигаторы. С помощью навигатора можно проложить любой маршрут по городу, что очень удобно для составления экскурсии. Маршруты экскурсий, которые составляют ребята, сопровождаются слайдами и текстами. Если экскурсия совершается на автобусе, речь экскурсовода (а в качестве гида может выступить и ученик) сопровождается слайдами. Для иногородних туристов и тех, кто плохо знает город, составляются таблицы с указанием координат памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Циолковского, на русском и английском языках.
С древних времен человечество по роду своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной и т.п.) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Одним из современных способов моделирования можно считать развитие информационных технологий, в том числе спутниковой навигации. Возможности спутниковой навигации позволяют изучить и создать информационные модели, исследуя их в реальном времени. Именно поэтому необходимо вводить в образовательный процесс использование новейших современных информационных технологий, а именно, реализацию возможностей навигационных спутниковых систем.
Дети разработали три тематические экскурсии: две автобусные – «К.Э. Циолковский – народный учитель», «Калуга Циолковского» и одну пешеходную – «Калуга космическая». Каждая экскурсия предполагает посещение Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, по пути в который туристы знакомятся с памятными местами, связанными с тематикой экскурсии. Циолковский любил совершать прогулки в парки нашего города, в лес, в калужский бор, на речку. Ребятами разработаны маршруты велосипедных и пеших прогулок Циолковского по Калуге.
Составление маршрутов экскурсий «Калуга Циолковского» с помощью спутниковой навигации – интересная форма изучения исторического материала о жизни и деятельности Циолковского в Калуге, которая актуализирует задачу формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направлено на развитие у них, прежде всего, информационной и исследовательской компетентностей.