К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О РАСПРОСТРАНЕНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О РАСПРОСТРАНЕНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Н.А.Зыков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

Хотя зарождение концепции «информационного общества» обычно относят ко второй половине 1960-х годов, многие его положения содержатся в значительно более ранних трудах К.Э. Циолковского. Помимо того, что основоположник космонавтики придавал исключительно большое значение просвещению широких народных масс и распространению передовых научных знаний, он глубоко и всесторонне разработал концепцию о роли знаний в обществе как ведущей потребности и как об одном из основных источников его материальных благ. Зарождаясь в недрах обыденного знания, наука становится поистине величайшим достоянием человечества, считал К.Э. Циолковский. Исключительно высоко оценивая естественные науки, ученый отдавал должное философии и вопросам общественного устройства. Он предвидел те времена, когда ведущую роль в обществе и экономике станут играть знания как основа научно-технического прогресса.

Невиданный по масштабам взлет информационных технологий, наблюдающийся в настоящее время, имеет корни, помимо прочего, в развитии космической науки. В ее недрах зародились и начали развиваться многие продуктивные идеи. Разработанные для нужд космонавтики технические системы искусственной жилой среды прижились и получили широкое распространение в виде комнат психологической разгрузки, а в наше время – и как компонент «умных домов» и «электронных коттеджей». В них широко использованы идеи и наработки, сделанные в российской космонавтике еще на раннем этапе ее развития (Л.Н. Мельников и др.).

В качестве носителей и распространителей научных знаний К.Э. Циолковский рассматривал не только ученых, инженеров, изобретателей и других специалистов, но и всех желающих – энтузиастов. Об этом говорит его обширная переписка с самыми разными людьми. В полной мере этот принцип объединения общественных усилий получил развитие уже в наше время, в эпоху бурного развития информационных технологий, когда распространение знаний и научных открытий стало делом простым, быстрым и сравнительно дешёвым. При этом роль энтузиастов по-прежнему велика. Их присутствие является важным фактором успеха того или иного научно-общественного начинания. Отсюда вытекают проблемы образования и самообразования, к которым ученый также обращался неоднократно. Если знания являются источником благополучия общества, то получение знаний – одно из проявлений его инстинкта самосохранения и выживания. «Каждый разумный человек должен опираться на знания, приобретённые его выдающимися предшественниками и гениальными современниками. Только тогда он может и от себя прибавить частицу в сокровищницу знаний» – писал К.Э. Циолковский в работе «Этика или естественные основы нравственности». Это и другие высказывания учёного практически идеально вписываются в современные концепции информационного общества. Лавинообразный рост научно-технической информации начался уже при жизни основоположника космонавтики. При этом он отводит большую роль не только ученым, изобретателям, но и людям, восприимчивым к великим открытиям, потому что они способны их усвоить и распространить в массах. Он называет таких людей двигателями прогресса. Эти люди и в наше время стали опорой народившегося и завоёвывающего всё новые позиции информационного общества. Оно создаётся во многом усилиями именно энтузиастов, жертвующих своим свободным временем для общественного блага. Часто такие энтузиасты идут в первых рядах развития информационно-коммуникационных технологий, а за ними уже «подтягиваются» широкие массы.

Теория коммуникаций в настоящее время активно развивается. В этой области активно работают ведущие ученые и коллективы. Более активное использование философского наследия К.Э. Циолковского помогло бы обогатить и расширить научное знание в этой области, так как его идеи не потеряли актуальности и удивительно созвучны нашему времени. Они представляют большую методологическую ценность для изучения современного информационного общества.