КОНЦЕПЦИЯ ГКНПЦ ИМ. М.В. ХРУНИЧЕВА ПО СОЗДАНИЮ МНОГОРАЗОВОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОГО ЭТАПА

© А.И.Кузин, С.Н.Лозин, П.А.Лехов, В.Ю.Юрьев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2010 г.

Многие идеи К.Э. Циолковского опережали свое время, и только сейчас, опираясь на многолетний опыт, ракетно-космическая техника по-дошла к их реализации в перспективных многоразовых средствах выведе-ния.

ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в настоящее время в рамках феде-ральной космической программы совместно со смежными предприятиями проводит научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по обоснованию технического облика и основных характеристик многора-зовой ракетно-космической системы с повторно используемыми возвра-щаемыми к месту старта ракетными блоками первой ступени (МРКС-1).

МРКС-1 рассматривается как многоцелевое средство выведения для решения задач доставки на околоземные орбиты полезных грузов и косми-ческих аппаратов различного назначения, грузовых и пилотируемых ко-раблей по программам освоения околоземного космического пространства, исследования Луны, Марса и других планет Солнечной системы.

В состав МРКС-1 входит возвращаемый ракетный блок (ВРБ) – многоразовый ускоритель I ступени, одноразовый ускоритель II ступени и космическая головная часть (КГЧ). ВРБ и ускоритель II ступени стыкуют-ся между собой по пакетной схеме.

Модификации МРКС различной грузоподъёмности (масса полезно-го груза на НОО от 20 до 60 т) предлагается создавать с учётом унифици-рованных ускорителей I и II ступеней с использованием единого наземно-го комплекса, что позволит обеспечить максимальную серийность произ-водства, снижение трудоёмкости работ на технической позиции и возмож-ность создания на основе базовых модулей экономически эффективного семейства носителей.

Создание семейства МРКС-1 различной грузоподъёмности на осно-ве унифицированных многоразовых и одноразовых ступеней, удовлетво-ряющего требованиям, предъявляемым к перспективным транспортным космическим системам, и способного с высокой надёжностью и эффектив-ностью решать задачи по запускам как уникальных дорогостоящих косми-ческих объектов, так и серийных аппаратов может стать серьёзной альтер-нативой в ряду средств выведения нового поколения, которые длительное время будут эксплуатироваться в ХХI веке.