КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

© Н.Ф.Балашова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Калугу по праву называют «колыбелью космонавтики», ведь большую часть жизни здесь жил и трудился основоположник теоретической космонавтики К.Э. Циолковский. Этот факт не остается незамеченным для жителей Калужской области, он в какой-то степени организует, призывает к ответственности. Поэтому не случайно образовательные учреждения Калужской области в январе 2009 года активно включились в реализацию проекта «Разработка и внедрение новых образовательных компонент на основе информационных цифровых спутниковых технологий для повышения качества обучения в учреждениях общего образования в условиях формирования стандартов нового поколения».

В Октябрьской средней общеобразовательной школе Ферзиковского района была установлена антенна, подключен технический комплекс «Космос-М2», затем получены и апробированы ГЛОНАСС-навигаторы, установлен солнечный модуль. Для работы по апробации космических технологий в школе была создана рабочая группа и распределены обязанности между ее членами.

В ходе работы педагоги решали целый комплекс задач: сформировать у учащихся такие понятия, как «информационная культура», «информационные ресурсы»; стимулировать познавательный процесс учащихся; сформировать представление о работе с программным комплексом «Космос-М2», ГЛОНАСС-навигатором, энергосберегающим солнечным модулем; научить применять эти знания в жизнедеятельности человека; воспитывать внимательность, умение воспринимать и анализировать информацию.

Мониторинг учителей выявил их способность к саморазвитию и к инновационной деятельности. Было установлено, что в коллективе благоприятный социально-психологический климат и учителя готовы к освоению информационно-спутниковых технологий.

Опрос учащихся 5-го-11-го классов по оценке интереса к обучению и их удовлетворенности обучением показал, что 78% опрошенным учащимся нравится своя школа; 71% учащихся интересно в школе; 79% учащихся в школе себя чувствуют уверенно и спокойно.

Работа с техническим комплексом «Космос-М2» позволяет заглянуть в ближайшее будущее школьной географии, математики, физики, информатики и обозначить те современные телекоммуникационные системы, которые обладают образовательным потенциалом.

Технологии получения и обработки космических снимков техническим комплексом «Космос М2» позволяют решить учебные задачи по разным предметам. В преподавании географии это помогает выявлять типы облачности и их высоту, прогноз выпадения осадков, климатообразующих факторов; помогают учащимся овладевать современными способами работы с новейшими востребованными средствами географической информации – космическими снимками, получать необходимые навыки по использованию комплекса для научно-исследовательской деятельности, расширять теоретические и практические знания.

Использование комплекса «Космос-М2», ГЛОНАСС-навигаторов, энергосберегающего солнечного модуля обеспечивают формирование необходимых навыков для исследовательской деятельности учащихся, стимулируют познавательный процесс, прогнозирование и оценку возможных результатов, так как знания, полученные и подкрепленные реальными измерениями, намного лучше усваиваются учащимися; актуализируют задачу формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направляют на развитие у них информационной, экологической и исследовательской компетентностей, то есть формируют новую информационную среду обучения.

Результатом работы над проектом стала методическая копилка – конспекты уроков по математике, физике, географии, информатике, а также областной семинар для учителей Калужской области «Один день в космическом образовательном учреждении», который проходил в школе.

Идеи Циолковского современны и сегодня. Именно калужским педагогам, его последователям, продолжать великое дело земляка.