КОСМИЗМ, ГУМАНИЗМ, ТРАНСГУМАНИЗМ

КОСМИЗМ, ГУМАНИЗМ, ТРАНСГУМАНИЗМ

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

1. Несмотря на частое употребление термина «космизм», в него вкладывают разный смысл. Необходимости уточнить это понятие большинство специалистов по философии космонавтики не ощущают. Между тем, дело вовсе не в терминологии, а в самой сути. Что обозначает это понятие: выход человека в космос, какой-то вариант многочисленных версий единства человека и космоса, то и другое вместе? Каждый выбирает для себя какое-то интуитивно более близкое истолкование понятия космизм, равнодушно пренебрегая другими. Но тогда термин «космизм» вообще теряет смысл, так как космистами считают несовместимых по своим философским понятиям мыслителей. Грустно слушать доклады, в которых перечисляются 10 или 20 признаков космизма, причём без каких-либо оценок. Ясно, однако, что если смысл понятия космизм не ясен, значит, мы работаем без парадигмы. Но тогда любая попытка оценить место космической философии К.Э. Циолковского в космизме оказывается неубедительной, недостаточно обоснованной. К сожалению, моя точка зрения по этим вопросам, неоднократно излагавшаяся на чтениях, не вызвала ни согласия, ни опровержения.

2. Неясности с понятием космизма порождают разнообразные последствия. Например, некоторые серьёзные философы (В.А. Кутырёв) считают космизм разрушением гуманизма. Они приводят довольно веские (хотя и дискуссионные) доводы в пользу такой точки зрения. Космизм, включая его вариант, представленный философией К.Э. Циолковского, считается обоснованием определённого типа техногенной деятельности, разрушающей не только среду человеческого обитания, но и самого человека, несущей человечеству не прогресс, а гибель, уничтожение. Кто из космистов обсуждал аргументацию такого рода?

3. Современное человечество переживает антропологический кризис, один из аспектов которого – кризис человеческой идентичности. В моде не только постмодернизм, провозглашающий смерть человека, но и трансгуманизм, рассматривающий человека как существо крайне несовершенное и как бы «промежуточное» по отношению к постчеловеку. Космическая философия К.Э. Циолковского несомненно постчеловечна. Наша деятельность должна быть направлена на изменение биологической природы человека, его «совершенствование» путём отбора – естественного и искусственного. Сейчас выдвигается предложение: на основе дальнейшего совершенствования искусственного интеллекта объявить его высшей ценностью, уступив своё место в эволюции, а человеку смириться с ролью несовершенного «придатка компьютера». Не соглашаясь с В.А. Кутырёвым по многим конкретным вопросам, я двумя руками подписываюсь под его словами: «философская антропология против трансгуманизма». Мне кажется, что именно проблемы такого рода (а не панпсихизм и т.п.) должны быть, наряду с обсуждением космических перспектив человечества, в фокусе дискуссий, связанных с современным звучанием идей космической философии К.Э. Циолковского.