КОСМОНАВТИКА: МОДЕРНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© В.Н.Дедов, А.М.Кирюшкин, В.И.Мущенко, В.Д.Оноприенко, В.М.Чебаненко, Е.В.Чебаненко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2010 г.
Современные тенденции в развитии космической техники диктуют использование на орбите крупногабаритных космических конструкций, таких как космические солнечные батареи, которые требуют освоения и использования стратегического материала поликремния. Для решения этой задачи необходима глубокая модернизация экономики, техники, производства и политики.
Выбор модернизационной политики для России затрудняется общей неясностью целей и главных ориентиров. В чем будет состоять суть завтрашней «модернизации» и современного развития, в которые предстоит вписываться уже сегодня, и главное, вкладывать большие деньги. Как бы то ни было, но действовать все равно придется всей стране. Нерешительность обойдется дороже. Но, чтобы эффективнее действовать в условиях неопределенности, придется значительное внимание уделять сути, содержанию и методам действий модернизации экономики страны.
Чтобы показать различие воздействия космонавтики на модернизацию экономики, необходимо способы модернизации разделить на три вида: революционные, органичные и догоняющие.
Про революционную модернизацию нам интуитивно все более или менее ясно - широкомасштабная модернизация в СССР, которая позволила выдержать все виды угроз и войн, кроме информационной. В чем разница между органичной и догоняющей модернизацией? Это пример послевоенной модернизации в Японии и Южной Корее, экономики этих стран были догоняющие (они следовали американскому примеру и шли в американском фарватере).
Разница между модернизацией догоняющей и органичной как раз состоит в роли государства. В сценарии органичного развития вариативность развития и общая гибкость системы выше. Тогда как в догоняющей модернизации решающая роль государства повышает вероятность ошибки в выборе «единственно правильного направления развития», повышает системные риски, особенно на фазе сокращения темпов роста и выхода системы из стадии форсированного роста, а также вероятность перенапряжения сил. Для органичной модернизации требуется либо государство – старший партнер, либо государство – командир.
Для исследования и возможностей использования ближнего космоса необходимо в ближайшее время получить энергетику и энергию Солнца с орбитальных станций, использующих полупроводниковые структуры на базе поликремния. Феномен современной космонавтики и научно-технического прогресса (НТП) заключается в их тесном взаимодействии, взаимовлиянии и взаимопроникновении при использовании ближнего и дальнего космоса для нужд планеты Земля.
Второй острый вопрос: будем ли мы рассчитывать на покупку чужих, заказных технологий или станем ориентироваться на собственные разработки? Первые шаги необходимо делать с покупки западных передовых технологий, чтобы не оказаться на обочине мирового НТП. Без серьёзных и крупных инвестиций в космонавтику, информационные технологии, новую энергетику, а также в создание и развитие отечественной высокотехнологичной продукции наша страна не сможет на многое рассчитывать в будущей мировой экономике. Этот этап развития необходимо пройти в интервале в семь-десять лет.
Сегодня удручающе низкая производительность труда, энергоэффективность производства и еще целый набор примыкающих факторов, накладываясь друг на друга, в итоге и делают большинство наших инвестиционных проектов нерентабельными или в лучшем случае «сложнорентабельными».
Третий острый вопрос: подготовка новых профессиональных кадров (квалифицированных рабочих, инженеров, ученых, проектных менеджеров и т.д.), которая десятилетиями выстраивалась в СССР в системе ПТУ, институтов, университетов, НИИ и КБ, а затем была почти полностью уничтожена.
В современной России проявляется нехватка общенациональной стратегии технологического развития, разработчиком и координатором которой, мы думаем, мог бы стать некий обновленный аналог советского Госплана, т.е. новый Росплан, который бы смог на базе углубленного анализа текущей экономической ситуации четко определить наши государственные технологические приоритеты, как это сегодня делают в Китае и Индии.
Необходимо отметить, что советская госплановская система имела немало недостатков, но у нее был тот важный положительный момент, что Госплан определял необходимый минимум отраслей, направлений, в которых СССР обладал конкурентными преимуществами, а когда необходимо было, мог их быстро и планомерно нарастить.
Если идти вторым путем, то нам необходимо для начала модернизации закупить один завод с производительностью 1000 тонн/год, стоимость которого в 2010 году составляет 190 млн. долларов (~ 5700÷6300 млн. рублей). Сроки строительства составят 3-4 года.
Сегодня стратегический поликремний электронного качества производят следующие страны: США – 33 000 т в год, Япония – 22 000 т в год, Китай – 12 000 т в год, Германия – 8 000 т в год.
В настоящее время применение электронных устройств на основе поликремния широко используется в следующих стратегических областях: информационных системах управления; системах безопасности; радиолокации; космонавтике; авиации; на транспорте; энергетике; системах связи; навигационных системах; во всех информационных системах и банках данных и других системах и комплексах.
Для обеспечения технологической независимости и безопасности киберпространства России необходимо создать и построить 8-10 заводов, чтобы обеспечить в первые 5-7 лет производительность поликремния 8 000-10 000 т в год. Стоимость запуска и строительства этих заводов составит 48-53 млрд. рублей, если их разрабатывать самостоятельно, т.е. проводить комплексные исследования, разрабатывать проекты этих заводов, то на это потребуется 136,0 млрд. рублей и срок в 10-15 лет, а главное, что выпуск промышленной продукции, услуг и прибыль отодвигается на неопределенный срок.
В заключение необходимо отметить:
1. Для обеспечения технологической независимости и безопасности Российской Федерации и создания высокотехнологичных рабочих мест необходимо разработать программу строительства 8-10 заводов по производству поликремния с мощностью 1000 т в год каждый, преимущественно в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
2. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 № 889 разработать проект федерального закона о возобновляемой энергетике и тарифной политике в этой сфере. В этой связи необходимо обратиться от имени правительства России в федеральные органы Германии о совместном выполнении пилотного проекта с участием компании «WACKER CHEMIE AG» в строительстве завода по производству поликремния электронного качества с объемом в 1000 т в год на территории России в районе сырьевой базы.