МЕСТО ОБУЧЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ РАБОТЫ РАЗУМА

© А.А.Пережогин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Как известно, К.Э. Циолковский мечтал о создании сферы разума в его наиболее зрелой форме, которая была бы способна в будущем осуществлять грандиозную преобразовательскую деятельность в космосе в масштабе всей цивилизации. Гуманистические идеи гениального ученого, нашедшие реальное отражение в его педагогической деятельности, как известно, исходили из признания беспредельных возможностей человеческой природы, ее способности к созиданию.

Очевидно, реализация этих прогрессивных воззрений требует конструктивного знания о том, как работает разум с целью полноценного использования его настоящих творческих возможностей. Это одинаково важно и для преподавателей, и для учащихся.

Разум является совокупностью записей мыслей, выводов, решений, наблюдений и ощущений человека, накопленных на протяжении всего его существования. Человек может использовать и действительно использует разум, чтобы управлять жизнью и физической вселенной.

Ум можно разделить на аналитический и реактивный. Аналитический ум — воспринимающий, осознающий ум, который думает и помнит данные и который решает задачи. Реактивный ум – это часть ума человека, которая работает полностью по принципу «раздражитель-реакция» (получая определенный раздражитель, она реагирует определенным образом). Реактивный ум не подчиняется воле человека. Применяя силу, он управляет сознанием, целями, телом и действиями человека. Это источник аберраций – отклонений от рационального мышления или поведения. Мышление (или думание) – сочетание наблюдений из прошлого с целью вывести наблюдение в будущем.

Существуют три способа помощи человеку в реабилитации работы разума (расположены в порядке повышения эффективности).

1. Смена обстановки. Смена обстановки ненадолго «выключает» реактивный ум – до тех пор пока новая обстановка не «обрастет» рестимуляторами. Рестимуляция – повторная активизация воспоминания о неприятном происшествии из прошлого, возникающая в связи с тем, что обстоятельства настоящего времени напоминают обстоятельства прошлого. Вид предметов, фразы, запах и тому подобное – все, что способно напомнить о происшествии – все это рестимуляторы.

2. Обучение с целью дальнейшего практического применения полученных знаний. Обучение – это последовательность взаимосвязанных и взаимозависимых убежденностей и компетентностей. Заинтересованное обучение усиливает аналитическую часть ума, и она начинает лучше противодействовать реактивной составляющей.

3. Прохождение процессинга. Процессинг – действие, состоящее в том, что человеку задают вопрос (который он может понять и на который может ответить), получают ответ на этот вопрос и дают ему подтверждение этого ответа. Процессинг позволяет разрядить вредную энергию, связанную с происшествиями и обстоятельствами, которые этот человек испытал в прошлом. По мере того, как уменьшается заряд, который связан с какой-то областью жизни, у человека возрастает способность ясно мыслить в этой области. Разрядка вредной умственной энергии раскрепощает мышление человека, и он обнаруживает что-то новое о себе и о своей жизни, получая так называемые озарения – новое понимание жизни. Озарения приводят к более высокому уровню осознания, вследствие этого - к большей способности добиваться успехов в своих начинаниях, в том числе и в процессе обучения.