О К.Э. ЦИОЛКОВСКОМ-УЧЕНОМ И УЧИТЕЛЕ

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Изучение научного творчества основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского дает право утверждать о большой роли личности Константина Эдуардовича в истории развития ракетно-космической техники. Не случайно основоположник практической космонавтики С.П. Королев, как и его последователи, сверял свою работу с научными трудами Константина Эдуардовича. Многие идеи Циолковского сегодня стали реальностью.

Сам же ученый называл себя «самоучкой», не получившим по причине глухоты академического образования. И гордился тем, что 40 лет своей жизни проработал учителем.

Необходимо заметить, что учителем Циолковский был незаурядным. За годы педагогической деятельности у него сложилась определенная дидактическая система, имеющая научную основу. Он всегда был в творческом поиске и считал важным делом использование эффективных приемов и методов обучения.

Учитель Циолковский развивал познавательные интересы детей, формировал мотивы к учению, что немаловажно и в современной школе. Однако следует помнить, что формирование интереса и мотивов происходит не только во время учебной деятельности, но и в процессе общения учителя и учеников. А это ведет к тому, что учащиеся не просто учатся и воспринимают определенную сумму знаний. Идет целостный образовательный процесс, компонентами которого являются обучение, воспитание и развитие личности. Перевод обучения на развивающую основу – важный итог педагогической деятельности Циолковского, который и сегодня находится в центре внимания педагогов.

Заслуги Циолковского в научной и педагогической деятельности были оценены по достоинству: за педагогический труд Константин Эдуардович получил ордена Святого Станислава 3-й степени (1906) и Святой Анны 3-й степени (1911), научное творчество ученого было вознаграждено орденом Трудового Красного знамени (1932).