О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Н.С.Вощенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Со всех уголков земного шара люди едут в Калугу, чтобы приблизиться к истокам дерзновенной фантазии и научной деятельности основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского. Именно в Калуге в полной мере раскрывается понимание Циолковского-ученого. В истории мировой науки редко встречаются ученые, равные Циолковскому по разнообразию творческих интересов, глубине мысли и смелости воображения. Но на калужской земле Циолковского знают и как педагога, на практике решавшего проблемы обучения и воспитания, организации учебного процесса.

Циолковского воистину можно назвать носителем гуманной педагогики. Он считал, что школа должна решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, вырабатывать правильные взгляды на явления природы, космос, высвобождать учащихся от суеверий и предрассудков.

В наследии Циолковского нет фундаментальных педагогических трудов, но многие его работы и проекты затрагивают проблемы воспитания. Даже по названиям работ – «Этика, или естественные основы нравственности», «Ум и страсти», «Свойства человека» – можно судить об их направленности.

Критикуя старую школу за то, что с ее помощью невозможно воспитать человека будущего, Циолковский отмечал оторванность образования от жизни, от практики, настаивал на свободе и вариативности учебных программ. Эти идеи созвучны современной образовательной политике.

Циолковский считал, что успех учения зависит от интереса к работе. Он ориентировался не на муштру, а на представление ученикам и учителям свободы и самостоятельности, благодаря чему «работа идет охотнее». Циолковский стремился развивать индивидуальность своих учеников, а построение индивидуальной траектории развития является сегодня одной из важнейших задач современной школы. Циолковский справедливо считал, что в работу необходимо вовлекать всех учеников, это важно, прежде всего, в плане «раскрытия душевных свойств и способностей каждого». Любой ученик имеет право играть как активную, так и пассивную роль на уроке. Ученый писал, что никого нельзя лишать этой потребности человеческой души, иначе ученик либо заснет умственно на уроке, либо займется пустыми разговорами и шалостями. В этом подходе отчетливо проявляется гуманизм и педагогическая мудрость Циолковского.

Своеобразные уроки Циолковского сегодня представляют интерес для учащихся разных возрастных групп. Именно профессионализм классного руководителя позволит в содержательном плане выбрать тот материал, который заинтересует учащихся.

Циолковский называл себя «Гражданином Вселенной». В системе воспитательной работы главная задача современных педагогов заключается в том, чтобы научить школьников быть достойными гражданами России. Это не только воспитание любви к Родине, знание ее истории и культуры. Это воспитание Личности, сочетающей общечеловеческие чувства, ценностные идеалы, умеющей не только осознавать, но брать на себя ответственность за судьбу планеты Земля.