О РАБОТЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО «ГОРЕ И ГЕНИЙ»

О РАБОТЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО «ГОРЕ И ГЕНИЙ»

© В.В.Павловский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

В 1916 году К.Э. Циолковский в Калуге пишет и издаёт небольшую брошюру «Горе и гений».

Его работа начинается словами: «Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и в будущем. Как устранить горести? Этот животрепещущий вопрос и будет предметом нашей статьи». По аналогии с высказыванием Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!», учёный находит такую «точку опоры» для устранения горестей в поисках и выращивании гениев, в «улучшении породы человека».

Мыслитель-космист предложил свой проект создания счастливого общества и счастливой природы, огромные надежды возлагая на гениев, которые «совершали и совершают чудеса». Искать гениев, по его словам, чрезвычайно трудно, но эта задача может быть решена с помощью небольших обществ избранных людей, живущих в новых «общественных зданиях». Учёный называет такую жизнь артельной, она обеспечит создание «новой формы жизни».

В условиях самодержавной России, в окружении буржуазных и феодальных государств мыслитель предлагает эволюционным способом, не трогая основы государственного устройства, экономики, политики, создать особые общества, где будут автономия, самоуправление, лёгкий труд, свобода, много свободного времени для развития личности и т.д., – такие социалистические острова в океане старого жестокого мира. Он надеется на поддержку его проекта преобразования человечества для вечного счастья правительствами, в том числе царским, и сохраняет ещё монархические иллюзии. Это свидетельствует о том, что в те годы мыслитель был оторван от активной общественно-политической жизни в стране, от рабочего движения, не был знаком с марксистской и социал-демократической литературой.

Концепция социального отбора, социальной селекции «избранных», так или иначе, очевидно, была навеяна ему теорией естественного отбора Ч. Дарвина. Если в земной природе в течение миллионов лет происходит естественный отбор живых организмов, то почему, по мысли учёного, в течение одной тысячи лет нельзя искусственным путём, при помощи социальных процедур значительно улучшить «породу человека»?

Описание общества «избранных», живущих в «общественных домах», во многом повторяет известные социалистические утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других, однако, имеет и свои особенности: социальный отбор «наилучших», сосуществование новых обществ рядом со старыми, поиск гениев, которые перевернут мир, «переделают» человечество. К.Э. Циолковский в этой работе мыслил глобальными категориями, самобытным глобальным проектом развития человечества.

Однако он не видел в 1916 году реальную, действительную общественную силу, которая способна осуществить переход человечества от старого мира с его тотальным горем к новому счастливому миру. А эта сила уже проявила себя ярко в 1871 году во Франции, в дни Парижской Коммуны, первом в мире государстве диктатуры рабочего класса. И уже через год после появления брошюры победа Октябрьской социалистической революции стала возможной благодаря рабочим, солдатам, матросам и крестьянам России. Реальное историческое развитие в XX и в начале XXI вв. свидетельствует, что новое общество могут создать именно рабочие, трудящиеся, работники умственного труда, возглавляемые передовой политической организацией.

Хотя социальный проект К.Э. Циолковского являлся утопическим, но он заставлял ранее и заставляет ныне людей, озабоченных вопросами, как обеспечить прогрессивное и гуманистическое развитие человечества, как сохранить земную природу, искать реальные и практические пути решения этой грандиозной проблемы. Искать как для человечества и планеты в целом, так и для России, её народа и его земли, в частности.

Вселяет надежды на разумное решение этих проблем и активная деятельность многих отечественных философов и учёных – В.В. Казютинского, С.В. Кричевского, В.М. Мапельман, В.В. Лыткина и др. – по дальнейшей разработке и актуализации социальных идей основоположника космонавтики, философа-космиста.