ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НА УРОКИ К ЦИОЛКОВСКОМУ» В ГМИК ИМЕНИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.Н.Константинова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Тема «К.Э. Циолковский-педагог» неоднократно звучала в докладах участников секции «К.Э. Циолковский и проблемы образования» в рамках Научных Чтений, посвященных памяти ученого.

Научно-просветительский отдел Государственного музея истории космонавтики (ГМИК) имени К.Э. Циолковского, разработав уникальный образовательный проект, предлагает неординарное раскрытие этой темы – в форме интерактивных программ. Сотрудники отдела апробировали и ввели в практику новые программы, предназначенные для школьников 6-х-8-х классов средних школ: «На уроки к Циолковскому», «На урок труда в дом Циолковского», «Урок домоводства у Варвары Евграфовны».

Необходимость в создании новых программ вызвана тем, что на современном этапе детям уже недостаточно прослушивать лекции об ученом: о его жизненном пути, научных открытиях, деятельности как педагога. В раскрытии тем важны интерактивные моменты, которые реализовались бы в возможность для детей самим добывать знания и делать выводы.

Для каждой из программ, в зависимости от целей и задач, разработаны методические приемы.

Первая программа так и называется: «На уроки к Циолковскому». Она посвящена педагогической деятельности Константина Эдуардовича. Чтобы грамотно, исторически обоснованно подойти к раскрытию этой темы, школьников знакомят с образовательной системой Калуги конца ХIХ – начала ХХ столетия, с теми образовательными учреждениями, в которых учились юные калужане того времени. Дети знакомятся с преподаваемыми в то время предметами, с правилами поведения учащихся в учебных заведениях и в общественных местах. Исторический материал краеведческого характера способствует развитию интеллекта у современных школьников, расширению их кругозора. Кроме того, знакомясь с приемами и методами преподавания Циолковского (из озвученных воспоминаний учеников и учениц Константина Эдуардовича), дети не только имеют возможность сравнить их с современными приемами и методами, они начинают понимать важность преемственности в образовательном процессе. Игровые, соревновательные моменты делают программу привлекательной и интересной для ребят.

Вторая программа, цель которой – поддержать у юных калужан интерес к личности нашего земляка, представляет собой комплекс из двух тематически связанных между собой частей: «На урок труда в дом Циолковского» и «Урок домоводства у Варвары Евграфовны». Программа погружает детей в круг каждодневных забот ученого, заставляя пристальнее вглядываться в предметный мир и уклад семейной жизни Циолковских. Структура программы базируется на материале публикаций и архивных источниках, свидетельствующих о распределении обязанностей в семье Циолковских между Константином Эдуардовичем и его супругой Варварой Евграфовной. Дети приходят на своеобразные уроки труда в бывший дом Циолковских на Коровинской улице (ныне – Мемориальный Дом-музей К.Э. Циолковского). Мальчики отправляются в мастерскую ученого – в мир его станков, слесарных и столярных инструментов, девочки – на кухню, в столовую, в жилые комнаты, где хозяйкой была Варвара Евграфовна. На примере бытовой обстановки дети познают уклад жизни семьи Циолковских, в том числе – Константина Эдуардовича, ученого, о котором хочется знать как можно больше. Занятия, проводящиеся в мемориальном помещении, приобретают для детей особую значимость. Атмосфера подлинности, уникальности окружающих предметов создает неповторимый эмоциональный настрой восприятия. Тематически программа выходит за рамки жизни конкретной семьи: на ее примере дети знакомятся с типовым укладом жизни калужских семей конца ХIХ – начала ХХ века. Таким образом, программа решает еще одну важную образовательную задачу - расширить и углубить знания учащихся о родном городе.

Образовательный проект в целом для юных калужан имеет важное познавательное и воспитательное значение.